В последние
Не секрет, что для отечественной банковской системы наступают времена, которые трудно назвать светлыми. И это связано с тем, что для многих кредитных учреждений наступает час расплаты по ранее взятым кредитам.
Банкам первого эшелона, как обещают, вроде бы ничего не угрожает — их ликвидность поддержат. А вот те, кто помельче, могут и не справиться с трудностями. И деньги вкладчиков могут стать для них спасательным плотиком, на котором они постараются «выплыть на спокойную воду». И потому для них сейчас не так важно, как они будут расплачиваться с вкладчиками через год-полтора. Гораздо важнее, чтобы «физики» принесли им свои деньги и поддержали тем самым их ликвидность. Тут, что называется, можно и луну пообещать достать с неба. Но хотеть и мочь — это, как говорится, две большие разницы.
Почему неверно? Потому что в полном объеме вернут лишь первые 100 тысяч. А вот дальше начинается арифметика с процентами. Со второй сотни тысяч, как и с последующих третьей и четвертой, вкладчик получит лишь 90%. Нетрудно подсчитать, что, положив в банк 400 тысяч рублей, вам вернется в общей сложности не эта сумма, а 370 тысяч. Кстати, накопленные проценты тоже входят в окончательную сумму.
Так что, увидев высокий процент в рекламе, не поленитесь поискать глазами и сопутствующую информацию, например как давно существует банк, каково его место в различного рода рейтингах. Нелишне и навести дополнительные справки об учредителях, крупных клиентах из числа юридических лиц, имевших место в прошлом скандалах. Оно понятно, что АСВ свои обязательства выполнит. Но, во-первых, как отмечалось выше, в строго оговоренных рамках. А во-вторых — через какое-то время. Но ведь лучше обойти трудности, чем героически их преодолевать. Не правда ли?
Да, и не забудьте, что даже если никаких неприятностей не случится, с вас все равно возьмут 35% налога на доход, полученный с дельты между процентами по вашему вкладу и ставкой рефинансирования ЦБ. Если вклад рублевый. А если валютный — с разницы между процентами по вкладу и 9% годовых.
P. S. Кстати, по сообщению нашего парламентского спецкорреспондента Марины Озеровой, отечественные парламентарии не выпускают потребительский сектор банковского рынка из центра своего внимания. Буквально в пятницу они приняли во втором — решающем — чтении законопроект, требующий еще до заключения договора объявлять им полную стоимость кредита (то есть сумму, которую в конце концов нужно выплатить банку вместе с процентами). Заранее придется уведомлять и о размере штрафных санкций, которые налагаются на тех, кто расплачивается по кредиту не вовремя или не в полном объеме. В третьем чтении закон может быть принят уже на этой неделе. Потом еще 2—3 недели потребуется на одобрение Совета Федерации и подпись президента. Через 60 дней после этого (значит, к лету) россияне смогут брать кредиты, полностью представляя себе все последствия этого шага.И к лету банки обяжут заранее сообщать гражданам все условия получения кредита.
Александр ГРИШИН