У российских банков весеннее обострение проблем. Побочные явления от мирового финансового кризиса по-прежнему портят здоровье российской экономики. Западные банки перестали раздавать нашим дешевые кредиты, а время расплачиваться со старыми долгами наступило. Мало того, март — апрель для российских предпринимателей разорительны — пик налоговых выплат. Где банки возьмут деньги? Подскочат ли ставки по потребительским кредитам? Возможен ли очередной кризис?
Денег нет
Разминка кризиса уже случилась. В феврале российские банки остались без денег и готовы были занимать средства под огромные проценты. В личных разговорах банкиры, не стесняясь в выражениях, обрисовывают ситуацию просто: «Денег нет! Нигде!»
Ведь работают банки, грубо говоря, как ростовщики. Занимают под низкие проценты, ссуживают под большие или же пускают в оборот. А когда приходит время расплачиваться по кредиту, занимают еще и рассчитываются с первым долгом. Еще год назад дешевыми деньгами российских бизнесменов снабжали иностранные финансисты. Но ипотечный кризис в США заставил заграничные банки быть осторожными. В итоге получить кредит за бугром оказалось сложно, плюс ставки по ним выросли.
Проблема с ликвидностью не означает, что нужно срочно бежать и забирать из банков все деньги, это вовсе не банкротство. На бытовом уровне это можно обрисовать так. Представьте, у вас за неделю до зарплаты заканчиваются деньги (сделали крупную покупку, отдали долг), и занять не у кого, потому как все тоже ждут получки. Вы остаетесь вроде бы без копейки, но в то же время у вас есть квартира, техника. Вы вполне состоятельный человек, только свободных денег сейчас нет.
Осенью Россия уже пережила микрокризис ликвидности (проще говоря, нехватку свободных денег). Тогда проблему удалось решить. Но пострадали, как всегда, простые граждане, для которых банкирам пришлось поднять стоимость потребительских кредитов.
2004 год не повторится?
В феврале мировая финансовая хандра опять ударила по российским банкам. Процентные ставки по межбанковским кредитам подскочили с 3—4% практически до 10%.
— Нынешнюю ситуацию можно сравнить с 2004 годом, когда в стране тоже были проблемы с ликвидностью и вылилось все это в банковский кризис, — говорит президент Московской международной валютной ассоциации Алексей Мамонтов. — Но тогда был еще один фактор, который и обрушил сектор. Центробанк совместно с Росфинмониторингом провели ряд репрессивных мер в отношении некоторых банков. Это подорвало доверие внутри сообщества и в целом по стране. Если на этот раз финансовое руководство страны таких глупостей делать не будет, кризиса можно избежать.
О том, что весной нашим банкам придется туго, говорили уже давно. На март — апрель приходится пик платежей по внешним долгам. Еще на прошлой неделе аналитики пугали скрытым дефолтом, дескать, наши компании не смогут расплатиться с Западом.
— Проблема с внешним долгом в этом месяце остро не стоит, — комментирует старший преподаватель Международного института экономики и финансов Высшей школы экономики Евгений Надоршин. — Основная часть долга была на «Роснефти». И этой компании удалось получить еще один кредит, чтобы расплатиться с долгами. Тяжелее будет в апреле.
В следующем месяце компаниям придется поделиться с бюджетом.
— С этого года мы платим НДС поквартально, и время расплаты наступит в апреле, — комментирует Николай Подгузов, эксперт Группы «Ренессанс Капитал». — Ко всем обычным ежемесячным налогам в апреле придется заплатить еще и НДС за три месяца. На это уйдет 300—400 млрд. рублей. Это довольно ощутимый отток ликвидности. И на рынке обострится проблема со свободными деньгами.
По мнению Артема Тремасова, директора аналитического департамента Банка Москвы, все будет зависеть от поведения Центробанка. ЦБ уже расширил список инструментов, под залог которых он может кредитовать банки.
Еще одну проблему подняла Московская международная валютная ассоциация: пока помощь Центробанка доступна только первому эшелону банков, это первая двадцатка самых крупных. А хуже всего в критических условиях как раз «малышам». И если мелкие банки не смогут выполнять свои обязательства, система может посыпаться, как домино. Хотя эксперты настроены оптимистично. Они уверены, что ЦБ в беде банки не бросит. Денег для этого предостаточно.
Поднимутся ли ставки?
Банковские проблемы простому гражданину до лампочки. До поры до времени. Ведь если банкам будет плохо, нам тоже блаженствовать не дадут.
После осенних проблем с ликвидностью банки подняли ставки по потребительским кредитам. Банкам деньги достаются дороже, и занимают они под более высокий процент. Ипотека в среднем по рынку подорожала на 1,5—2,5%.
Чего же ждать сейчас?
— Однозначного ответа никто не даст, — говорит Подгузов. — Не исключено, что ставки по потребительским кредитам действительно будут расти. Но банки точно начнут более тщательно выбирать клиентов. Получить кредит будет сложнее, чем год назад.
Согласен с этим и Артем Тремасов:
— Рост ипотечного кредитования снижается. Об этом говорит и официальная статистика. Если в 2006 году рост жилищных кредитов был 75 процентов, то в 2007-м — уже 57 процентов. В этом году, по нашим оценкам, эта цифра будет менее 50 процентов.
С другой стороны, банки начали поднимать ставки по вкладам, ведь население — это тоже хороший кредитор.
Нигина БЕРОЕВА