Нестабильность на фондовом рынке сохраняется. Мировые индексы за день могут легко снизиться или подняться на 3—5%. Пока действия регуляторов не приносят ожидаемых результатов по стабилизации экономики и рынков. Безусловно, каждому инвестору хочется пережить это бурное время с минимальными потерями. И в качестве приоритетных защитных активов участники рынка рассматривают долговые обязательства США и европейских стран, а также — с оговорками — биржевые товары и валюту.
Второй год подряд торги на мировых фондовых рынках демонстрируют резкую смену подъемов и падений. При этом устойчивого тренда не наблюдается. И выделить какие-либо приоритетные ценные бумаги или активы в такой ситуации частному инвестору достаточно сложно. С одной стороны, у российского инвестора еще свежи в памяти воспоминания безудержного роста котировок на рынке в 2005—2006 годах. С другой стороны, прошлогодний рынок акций хотя и принес доход, однако заставил сильно поволноваться
В этих условиях инвесторы ищут защитные активы. Пока таким активом, безусловно, остаются государственные ценные бумаги развитых стран. По словам управляющего директора «КИТ Финанс» Сергея Жарова, эти бумаги обладают максимальной надежностью. Действительно, в последние месяцы можно было наблюдать повышение спроса на государственные обязательства США, европейских стран, Японии.
А вот другие активы аналитики и портфельные управляющие хотя и относят к защитным, но с оговорками, в частности золото. За последнее время цены на этот металл резко выросли в соответствии с изменением курса доллар-евро и прогнозами инфляции. Стабилизация курса американской валюты может привести и к торможению роста цен на золото, как это было в конце 2007 года.
В условиях нестабильности фондовых рынков инвесторы в большей степени заинтересовались рынками товарными, которые демонстрировали большую устойчивость. Как объясняет управляющий активами ФК «Уралсиб» Вячеслав Гундарь, такая ситуация во многом была связана с непрекращающимся падением курса доллара. Этому способствуют и большие объемы кредитов, которые выдает ФРС для поддержания банковской ликвидности: увеличивается денежная масса, которая не идет на кредитование. При выросших волатильности и рисках фондового рынка выбор в пользу товарного рынка очевиден. Наметившийся переток средств способствовал уверенному росту котировок биржевых товаров. В частности, за счет этого цены на нефть смогли закрепиться выше $100 за баррель (год назад — $55 за баррель). Однако Ангелика Генкель предупреждает, что сырье в настоящее время довольно сильно переоценено и возвращение инвесторов в акции может спровоцировать коррекцию. Однако, по оценке госпожи Генкель, для того, чтобы акции вновь стали привлекательными для инвестиций, а соотношения риска и доходности стало приемлемым, они должны упасть еще на 20%.
Остается настороженным отношение аналитиков и управляющих к укрепляющимся по отношению к доллару валютам. С одной стороны, укрепление национальной валюты положительно сказывается на привлекательности инструментов в этой валюте. Но с другой — внутренние производители, у которых издержки измеряются в такой валюте, проигрывают в конкуренции импортерам. По мнению Ангелики Генкель, в связи с этим центральные банки будут предпринимать дальнейшие шаги по смягчению кредитной политики. Не исключено, что к маю доллар перестанет падать, а к концу года вернет часть потерянного. По оценке старшего аналитика Дойче Банка Ярослава Лисоволика, по мере того, как будет разрешаться ситуация на американском рынке, во втором полугодии может произойти разворот в динамике курса рубль-доллар.
С увеличением волатильности горизонт инвестирования для инвесторов сокращается, так как рынок все больше зависит от спекулянтов, которые инвестируют на короткий срок. По данным Вячеслава Гундаря, если для фондов private equity раньше горизонт мог превышать десять лет, то сейчас он сократился до пяти лет. При инвестиции в «голубые фишки» горизонт инвестирования был полгода-год, теперь он сократился до месяца-двух.
Виталий ГАЙДАЕВ, Дмитрий ЛАДЫГИН