Банковский бизнес, конечно, вещь серьезная. Но банкиры тоже люди и подходят с юмором даже к печальным аспектам своей работы. Например, о невозвратах в корпоративном кредитовании уже сложены анекдоты. Вот один из них.
В другом анекдоте с аналогичными героями деньги понадобились на личные нужды. Очень уж плохи были дела у друга детства: жена ушла, дом сгорел, друзья бросили в трудную минуту. Одна надежда на знакомого банкира. Будущий кредитор предложил решить загадку: «Угадаешь, в каком глазу у меня вставлен искусственный глаз, тогда и получишь деньги». Заемщик долго не сомневался: «В правом!» Тут пришла очередь удивляться банкиру. «Только в правом глазу я заметил небольшую каплю сочувствия к себе»,— признался друг.
Правда, последний анекдот более далек от реальности, чем первый. В отличие от людей с улицы деньги своим знакомым банкиры дают. А если сами боятся рисковать, то рекомендуют друзьям воспользоваться услугами менее осторожных коллег по цеху. Так, широко известный в узких кругах профессионалов юрист задумал взять кредит. Но воспользоваться «дружескими» условиями кредитования от знакомых банкиров, с которыми общался по долгу службы, отказался. Потенциальный заемщик скрывал от друзей подробности своей бурной молодости в виде судимости за кражу, которые могла бы выявить банковская служба безопасности. Тогда те же банкиры обратили внимание юриста на большой приток клиентов в госбанки. В момент кризиса ликвидности на мировых рынках они располагают прочным запасом наличности для ее раздачи заемщикам. Службы безопасности этих банков просто не справляются с наплывом клиентов и вынуждены иногда проверять потенциальных заемщиков лишь формально. Совсем скоро герой этой истории получил кредит в региональном отделении ВТБ.
А розничный банк Олега Тинькова*, как оказалось, не чурается работы и с юридическими лицами. Данные о таком сотрудничестве я обнаружила в отчетности «Тинькофф. Кредитные системы», размещенной на сайте ЦБ. Правда, объем корпоративного портфеля оказался в 2,6 раза меньше розничного (около $14 млн), да и количество таких клиентов-юридических лиц не превышало полутора десятков. Зато просрочка по ним составила почти 30%. Такой задолженности российские банки не показывают даже по потребительским кредитам. Как признался мне один из сотрудников банка господина Тинькова*, «все это займы друзьям Олега». Ну и пусть по итогам года банковский бизнес бывшего пивовара показал убыток $1,3 млн. Юрлицам тоже надо помогать. Друзья все-таки.
Знаете, я бы тоже хотела стать подругой Олега Тинькова*. Перспектива пользоваться заемными деньгами, да еще и с практически бесконечной отсрочкой платежа, меня очень привлекает.
Юлия ЧАЙКИНА
*16.02.2024 признан в РФ иностранным агентом и внесен в реестр иностранных агентов.