Даже в благоприятное для российской экономики время Минфин упорно отказывается снижать самый проблемный налог — на добавленную стоимость. Ведь через несколько лет доходная база бюджета неминуемо сократится, уверены чиновники министерства, а потому не нужно отказываться от части доходов в бюджет. Об этом вчера заявил главный противник снижения налога министр финансов Алексей Кудрин. Эксперты оппонируют Кудрину, утверждая, что только при благоприятной экономической конъюнктуре и стоит снижать ставку НДС, позволив тем самым активно развиваться перерабатывающей промышленности.
Даже требование двух президентов, действующего — Владимира Путина и избранного — Дмитрия Медведева, о снижении НДС не стало руководством к действию для Алексея Кудрина. Напомним, оба президента говорили о необходимости снижения ставки с 18 до 12%. Выступая на прошлой неделе на расширенном заседании коллегии МЭРТ, глава Минфина заявил, что налог можно будет снизить, но не в 2009 году, как предлагало МЭРТ, а не ранее 2010—2011 годов. Такое вымученное согласие, по мнению директора департамента стратегического анализа ФБК Игоря Николаева, являлось не чем иным, как тактической уловкой, позволяющей хотя бы на время снизить колоссальное давление, которое испытывает Минфин по поводу НДС.
Вчера Алексей Кудрин вернулся на прежнюю позицию, продолжив полемику со своими оппонентами. Он пояснил, что неправильно снижать НДС в условиях, когда через несколько лет сократится доходная база бюджета и увеличатся обязательства: «Когда у нас появляются существенные ресурсы, некоторые считают, что надо уже сейчас принимать решение по снижению НДС, а потом, через три года, выяснится, что таких ресурсов нет. Вот это рассуждение больше всего меня пугает».
По словам Кудрина, при снижении НДС до 12% российский бюджет недосчитается 2% ВВП. При этом Минфин прогнозирует существенное снижение доходов от нефтегазового сектора — с 21 до 14—15% в течение четырех лет, что приведет к необходимости сократить расходы федерального бюджета на 1—1,5% ВВП, чтобы остаться в точке надежности. Более того, к 2015 году возникнут дополнительные расходы в размере 2% ВВП на пенсионную систему, пугает оппонентов Кудрин. Исходя из этих прогнозов Минфин и будет считать последствия для экономики от снижения ставки.
Также к 1 августа, выполняя поручение премьер-министра Виктора Зубкова, свои расчеты представит МЭРТ. Впрочем, их предварительные данные уже обнародованы. Если бы НДС снизили до 12% в 2009 году, то выпадающие доходы бюджета составили бы 1% ВВП при официальном прогнозе ВВП на 2009 год в 44 565 млрд руб. При этом МЭРТ предложило повысить акцизы и рассчитывало на увеличение на 5% налогооблагаемой базы по НДС. В итоге за два года реформы рост ВВП должен был ускориться на 0,6—0,7%.
Но, судя по вчерашнему выступлению Алексея Кудрина, Минфин продолжит настаивать на собственных, более негативных прогнозах. «Результаты расчетов Минфина будут свидетельствовать о невозможности снижения НДС», — прогнозирует источник в бизнес-кругах. «Приоритеты расставлены так, чтобы при сохранении прежнего налогового бремени не пострадал самый незащищенный слой граждан», — поясняет ведущий консультант отдела консалтинга ООО «Финэкспертиза» Елена Корнетова.
Позиция министра финансов не нашла поддержки у предпринимателей. «Если не снижать НДС в период благоприятной конъюнктуры, то когда же снижать?» — возмущается зампред налогового комитета РСПП Сергей Беляков. Именно сейчас, по его мнению, нужно подготовиться к тяжелым временам и, снизив НДС, помочь обрабатывающим отраслям, чтобы уменьшить зависимость экономики от цен на сырье на мировых рынках.
Мария СЕЛИВАНОВА