По данным ассоциации «Рослизинг», объем российского рынка автолизинга в 2007 году возрос более чем на 107% — до 4,3 млрд долларов. Эксперты отмечают увеличение темпов развития этого бизнеса: среднегодовые темпы роста автолизинга за период 2003—2006 годов составили 79,2%. В 2008 году ожидается некоторое снижение динамики: по мнению аналитиков, рынок вырастет на 90—91% — до 8,2 млрд долларов. Правда, его участники ждут скорого окончания «лизинговой лихорадки» — через три — пять лет установится полный баланс между спросом и предложением.
Последние пять лет рынок автомобильного лизинга в России вырос более чем в десять раз — с 0,4 млрд долларов в 2003 году до 4,3 млрд долларов в 2007-м. Главная причина этого в том, что автолизинговый бизнес остается наиболее рыночным и информационно-прозрачным сегментом российского рынка лизинга. На его долю приходится около четверти совокупного объема переданных в лизинг активов. Наиболее активно развиваются такие его направления, как финансовая аренда грузового транспорта, а также специальной техники. Еще три года назад грузовые авто перегнали легковые в статистике по лизингополучателям, а сегодня они уверенно занимают более 60% объемов рынка.
Но и по легковым автомобилям, с которых, собственно, и начинался лизинг в России, динамика впечатляет. По данным компании Europlan, в 2007 году продажи легковых автомобилей в России выросли более чем на 37% количественно и на 67% в стоимостном выражении. При этом число проданных иномарок возросло на 64% и постоянно растет доля корпоративных продаж автомобилей. В прямой пропорции с этим процессом наблюдается увеличение спроса на услуги автолизинга.
Впрочем, ничто не вечно и бурный рост неизбежно сходит на нет. У российского рынка лизинга пока что есть один мощный ресурс, за счет которого он может наращивать обороты — малый и средний бизнес. Однако вскоре и эта клиентура будет охвачена. «В перспективе за 3—5 лет рынок автолизинга достигнет насыщения и его доля в продажах машин достигнет 30—40%. Не исключено, что в результате конкуренции размер аванса будет сведен до нуля процентов и в расчетах будет более полно учитываться остаточная стоимость автомобиля», — считает генеральный директор лизинговой компании «Стоун-ХХI» Вячеслав Кудрин.
Правила работы данного бизнеса в нашей стране практически не отличаются от общемировых. Единственный момент — это отсутствие лизинга для физических лиц. В Европе и в США физические лица составляют значительную часть в общей массе лизингополучателей, в России же лизинг — это услуга исключительно для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Есть, правда, и еще одна «национальная особенность», которая мешает честной конкуренции на рынке. «Часто «непрозрачные» сделки с естественными монополиями или окологосударственными компаниями сильно меняют объем рынка. Фирмы, в один год возглавляющие рейтинг автолизинговых компаний и позиционирующие себя в качестве лидеров рынка, на следующий год неожиданно опускаются ниже пятидесятого места. Такие примеры разовых, часто не рыночных, сделок создают деструктивный посыл партнерам и потенциальным клиентам лизинговых компаний», — отметил директор по развитию бизнеса лизинговой компании Europlan Александр Михайлов.
Как участники рынка намерены бороться с этим явлением, пока что непонятно. Вероятнее всего никак — этот неприятный аспект так и остается на совести властей, которые наконец должны навести порядок в сфере взаимоотношений частного бизнеса с государственными и окологосударственными структурами, искоренить коррупцию. А вот в отношении чисто внутрикорпоративных задач лизинговые компании знают, что делать и как. Например, как «воевать» с иностранными конкурентами.
«В ближайшее время можно ожидать консолидации лизинговых компаний и их «расслоения» на крупные и компании «второго» эшелона. Появление западных лизингодателей создает более напряженную конкурентную среду и стимулирует повышение качества предоставляемого сервиса, способствует созданию новых лизинговых продуктов, а также мотивирует лизинговые компании к расширению своего присутствия в регионах», — комментирует эту тему руководитель дирекции лизинга транспорта компании «Центр-Капитал» Дмитрий Ивакин.
Иными словами, на российском рынке автолизинга вскоре начнутся активные процессы слияний и поглощений. Иных путей защиты от нерезидентов нет. Правда, такой явно выраженной «иностранной угрозы», как, скажем, на рынке страхования, здесь нет. «Деятельность иностранных компаний обостряет конкуренцию на российском рынке лизинговых услуг, но появление новых участников в ближайшем будущем не сможет кардинально изменить ситуацию в силу долгосрочной природы самого понятия финансовый лизинг», — уверен Вячеслав Кудрин из «Стоун-ХХI».
Роман КАЛИНИН