В последнее время отечественные банкиры все чаще говорят о том, что российский рынок ожидает вторая волна дефицита ликвидности. Это стало главной темой и прошедшего вчера XIX съезда Ассоциации российских банков.
Напомним, первая волна дефицита ликвидности пришлась на осень прошлого года. А в феврале первый зампред Банка России Алексей Улюкаев говорил, что в марте — апреле банкам на выполнение текущих обязательств может потребоваться до 400 млрд рублей в месяц. Из этих заявлений банкирами делается и другой пессимистичный прогноз: нехватка ликвидности напрямую отразится на темпах роста кредитования.
Медленно не значит плохо
«В 2008 году мы ожидаем замедления темпов роста кредитования, — заявил вчера глава Центробанка Сергей Игнатьев. — В результате сокращения притока капитала прирост кредитов может снизиться с 53% в 2007 году до 40 или даже 35%». Однако глава ЦБ не видит в этом ничего страшного. Более того, по его словам, для борьбы с инфляцией это окажется даже полезным. Однако банкиры оценивают ситуацию более мрачно. Как выразился президент — председатель правления банка ВТБ24 Михаил Задорнов, российская экономика уже очень сильно кредитозависима. По его словам, на конец прошлого года в кредит продавалось около 20% квартир, около 40% автомобилей, и в продажах бытовой техники объемы были сопоставимы. «То есть замедление кредитования сократит темпы экономического роста», — резюмировал он. По мнению Задорнова, проблема рецессии в США не временная и она может продолжиться до середины и даже до конца следующего года. А это значит, что надо срочно решать проблему замещения западных длинных и дешевых денег внутренними ресурсами.
В Центробанке неоднозначное отношение к быстрому росту кредитования. Несмотря на то что это способствует увеличению спроса на товары и услуги, есть и обратная сторона медали. «Столь быстрый рост кредитов, в том числе за счет увеличения задолженности банков перед иностранными кредиторами, приводит к быстрому росту денежной массы и цен», — пояснил Сергей Игнатьев. Есть и еще одна симптоматичная цифра: по данным ЦБ, на 1 февраля просроченная задолженность по банковской системе достигла 3,4%. «А у некоторых банков она заметно выше», — добавил Сергей Игнатьев.
Спасение голодающих
Тем не менее Сергей Игнатьев напомнил, что ЦБ готов поддержать банки в период острой нехватки ликвидности. «В настоящее время заканчивается разработка аукционного механизма размещения свободных средств федерального бюджета в депозиты коммерческих банков ", — уточнил он. В ЦБ надеются, что уже к середине апреля механизм начнет работать.
Правда, стоит помнить, что, во-первых, бюджетные ресурсы доступны лишь ограниченному кругу банков. Проще говоря, самым крупным. Известно, что в период осенней острой нехватки ликвидности два госбанка — Сбербанк и ВТБ — заметно усилили свои позиции на рынке кредитования. Во-вторых, как сказал председатель совета директоров МДМ-банка Олег Вьюгин, не надо путать два понятия: «поддержка ликвидности» и «фондирование». ЦБ и правительство не могут фондировать банковскую систему, они могут лишь поддерживать ликвидность. Иными словами, банки не должны рассчитывать на получение длинных денег от государства. «Кроме того, государственные деньги — очень неустойчивый источник финансирования, — пояснил Вьюгин. — Когда госкорпорации начнут свои программы, они заберут деньги с депозитов банков, а остатки бюджета хотя и более устойчивый пассив, но и с бюджетом ситуация меняется».
Юлия ЛОКШИНА