Как вчера стало известно, российские правоохранительные органы предъявили заочное обвинение в неуплате налогов в особо крупном размере и объявили в розыск гражданина Великобритании Уильяма Браудера — главу Hermitage Capital Management, одного из крупнейших зарубежных инвестфондов, работающих на российском рынке. По аналогичному обвинению разыскивается и управляющий отделением этого фонда в России Иван Черкасов. Адвокаты предпринимателей обжаловали как возбуждение дела, так и следственные действия по нему, однако успеха пока не добились.
Постановление о привлечении в качестве обвиняемого Уильяма Браудера подписал следователь следственной части главного управления МВД по Центральному федеральному округу по ч. 2 ст. 199 УК РФ (уклонение от уплаты налогов с организации в особо крупном размере, санкция до шести лет лишения свободы). Аналогичную статью главное следственное управление при ГУВД Москвы инкриминировало Ивану Черкасову. Следственные действия, как стало известно «Коммерсанту», были проведены в отсутствие обвиняемых и даже их официальных защитников — в заочной форме. По данным правоохранительных органов, они направляли повестки господину Браудеру в его лондонский офис и на московский адрес господина Черкасова, однако это скорее была формальность. Господин Черкасов покинул Россию еще летом 2007 года, вскоре после того, как следствие провело первые обыски в Hermitage Capital и связанных с ним структурах, а господин Браудер не появлялся в России с 2005 года — тогда по не обнародованной до сих пор причине была аннулирована его российская виза. Тем не менее следствие объявило обоих в федеральный розыск, а в ближайшее время собирается обратиться в суды с ходатайством об их заочном аресте. Это необходимо для объявления в международный розыск.
Как утверждает следствие, установить участие господина Черкасова в уклонении от уплаты налогов удалось в ходе расследования дела ООО «Камея», которое первым попало в поле зрение милиционеров еще в мае 2007 года. Эта фирма по документам была учреждена ООО «Байкал-М» и кипрским офшором «Жода лимитед». В России, по данным следствия, эта компания занималась скупкой акций стратегических российских эмитентов («Газпром», «Сургутнефтегаз», «Роснефть» и др.). Приобретать напрямую акции «Газпрома» до 2006 года компаниям, в которых иностранцам принадлежало более 51%, запрещалось. После либерализации рынка в 2006 году единственным учредителем ООО «Камея» стал кипрский офшор, по указанию которого, как считает следствие, «Камея» перепродала все свои активы российских эмитентов другой кипрской компании — «Гиггс интерпрайзес лимитед». Полученные за акции деньги ООО «Камея» выплатило в виде дивидендов своему учредителю «Жода лимитед». С этой операции в бюджет РФ было выплачено всего 5% налога, утверждает следствие.
Как считают сотрудники милиции, ООО «Камея» должно было заплатить от 15 до 24% налогов. По межправительственному договору об избежании двойного налогообложения между Россией и Кипром налог по ставке 5% действительно применяется. Но только в том случае, если операция носит характер международного сотрудничества, а иностранная компания, принимающая в ней участие, не имеет на территории России постоянно действующего офиса. Милиционеры утверждают, что за сделкой по продаже акций, принадлежавших ООО «Камея», стоял фонд Hermitage Capital, имеющий постоянный офис в Москве. По словам оперативников, «фактическим руководителем ООО «Камея», ООО «Байкал-М», а также управляющим с правом финансовой подписи «Жода лимитед» и «Гиггс интерпрайзес лимитед» был один и тот же человек — управляющий московского филиала Hermitage Capital Иван Черкасов».
По той же схеме, по данным следствия, действовало и еще около 20 различных ООО в Москве, Калмыкии, Читинской области, Бурятии и других российских регионах. Однако, как считают в правоохранительных органах, к их созданию или приобретению имел отношение уже глава Hermitage Capital Уильям Браудер. По схемам ухода от налогов с использованием ООО «Пифагор инвестментс», ООО «Парфенинон», ООО «Махаон», ООО «Рилэнд» и других компаний возбуждены уголовные дела, которые находятся в производстве у следователей главного следственного управления ГУВД Москвы, следственной части УВД Центрального округа столицы и следственного управления главного управления МВД РФ по Центральному федеральному округу. По предварительным данным следствия, действиями господ Браудера и Черкасова России только в виде неуплаченных налогов был нанесен ущерб на сумму, превышающую 4 млрд руб.
Информация об уголовном деле на Уильяма Браудера в России, похоже, застала сотрудников центрального офиса Hermitage Capital врасплох. Директор по корпоративным исследованиям инвестиционного фонда Вадим Клейнер попросил прислать ему список претензий правоохранительных органов и вопросы, возникшие у «Коммерсанта» в связи с этим, однако вчера так и не смог на них ответить. Связано это было в том числе и с тем, что глава фонда Уильям Браудер не был доступен для комментариев: его самолет приземлился в Лондоне, когда в Москве уже был поздний вечер. Впрочем, господин Клейнер сообщил, что компании есть что сказать по поводу как уголовных дел, так и методов ведения следствия. Однако когда будет сформулирована позиция Hermitage Capital, вчера было неизвестно.
По данным издания, адвокаты, привлеченные фондом к защите интересов в России, обжаловали в суде сам факт возбуждения уголовных дел. В Тверском районном и Московском городском судах они пытались доказать, что все налоговые претензии как к ООО «Камея», так и Hermitage Capital неправомерны. При этом они ссылались на акты проверок указанных компаний налоговыми службами, которые не предъявляли им никаких претензий. Когда жалобы были отклонены судами, адвокаты обратились в Московскую городскую и Генеральную прокуратуры, обращая внимание надзорных органов на то, что обыск в Hermitage Capital, в ходе которого были изъяты оргтехника и документы, является незаконным, поскольку, по их мнению, инвестиционный фонд никак не связан с компанией «Камея», в отношении которой изначально велось следствие. Получив очередной отказ, защитники выдвинули версию, что преследование топ-менеджеров Hermitage Capital может быть связано с политикой, а именно с известным охлаждением в отношениях между Россией и Британией. Следствие же политическую составляющую в этих делах отвергает.
Британская компания Hermitage Capital Management (HCM) — один из крупнейших инвестиционных фондов, ориентированных на российский рынок. Фонд основан в апреле 1996 года его нынешним генеральным директором Уильямом Браудером и бывшим совладельцем банка Republic National Bank of New York Эдмондом Сафрой (погиб в декабре 1999 года). Фонд инвестирует в акции «Газпрома», Сбербанка, «Сургутнефтегаза», РАО «ЕЭС России», «Транснефти» и других крупных компаний. В настоящее время управляет средствами около 6 тыс. иностранных инвесторов. Суммарный объем средств, инвестированных им в России, составляет более $3,5 млрд.
Фонд известен как активный защитник прав миноритариев и конфликтами с менеджментом крупнейших компаний. В 1997 году HCM добился аннулирования выпуска облигаций компании «Сиданко». В 2000 году ему удалось внести коррективы в план реформы РАО ЕЭС в пользу миноритариев. В 2001 году Уильям Браудер обвинил «Газпром» в незаконных операциях с активами и ценными бумагами на основе конфиденциальной информации. В марте 2001 и 2002 годов фонд требовал отставки Андрея Казьмина с поста главы Сбербанка. В мае 2002 года Hermitage Capital обвинил аудитора «Газпрома» PricewaterhouseCoopers в искажении фактов о взаимоотношениях газового концерна и компании «Итера». В 2004 году фонд судился с «Сургутнефтегазом», требуя погашения его казначейских акций, находящихся на балансе дочерних компаний.
В июне 2007 года управление по налоговым преступлениям ГУВД Москвы завело уголовное дело против аффилированных с Hermitage структур. В частности, ООО «Камея» было обвинено в неуплате налогов на сумму свыше 1,145 млрд руб. Участники рынка тогда отмечали, что расследование является попыткой выявить незаконные схемы реализации акций «Газпрома», которые покупались российскими компаниями в пользу иностранных инвесторов, не имевших разрешения властей. После этого фонд принял решение переориентироваться на рынки Южной Америки, Азии и Ближнего Востока.
Петр БАРИНОВ