По опросам социологов, 92% населения предпочитает хранить собственные сбережения в рублях. Фиксируемый в последние месяцы рост популярности евро — временное явление, уверены экономисты. Кроме того, непредсказуемая инфляция и уверенность в росте доходов провоцирует население на рост потребительских расходов в ущерб сбережениям.
Согласно новому опросу Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), рубль пользуется все большим доверием населения страны. Большинство (92%) предпочитает хранить свои сбережения в рублях (в 2006 году чуть меньше — 89%). По сравнению с 2006 годом респонденты реже стали хранить средства в долларах США (только 2% вместо 7%) — место этой валюты постепенно занимает евро (6% против ранее зафиксированных 2%). И хотя информированность о курсовой динамике у граждан России довольно высока, ослабление американской валюты их практически не беспокоит, по крайней мере, по данным опроса ВЦИОМа.
Судя по данным ЦБ, который уже несколько лет фиксирует снижение наличной валюты на руках у населения, она уже давно должна была закончиться. В середине 2007 года на каждого россиянина приходилось менее чем по $100 (см. «Ъ» от 10 июля 2007 года). ЦБ вынужден периодически корректировать оценки ее запасов, рассказывали «Ъ» Алексей Моисеев из «Ренессанс Капитала» и Михаил Хромов из центра стратегических исследований Банка Москвы. Впрочем, в первом квартале 2008 года — редкий случай в последние годы — чистые покупки валюты составили $2,1 млрд. Из оперативных данных ЦБ следует, что это были в основном покупки евро. «Несмотря на временный рост валютизации сбережений (в евро), нестабильность мировых рынков не позволит этой тенденции усилиться»,— пишут в обзоре Центра развития Наталья Акиндинова и Виктория Вильф.
Социологи уже свыклись с тем, что население проявляет мало интереса к иностранной валюте. Директор по коммуникациям ВЦИОМа Ольга Каменчук отмечает, что «сбережения в рублях уже стали долгосрочной тенденцией». «Большого интереса к валютным накоплениям нет. Грустная ситуация с долларом, а именно падение его курса, заставила переводить сбережения из доллара в евро. Тем более что, по мнению почти половины россиян, курс доллара по отношению к рублю будет снижаться,— говорит она.— Однако и на евро сказывается негативная аура доллара — рост интереса к евро не такой яркий. Так что иностранной валюте население все же предпочитает российский рубль».
Экономисты тоже привыкли к мысли, что дедолларизация практически завершилась. Их теперь куда больше интересует склонность к сбережениям — выбор между потреблением сейчас и спустя какое-то время. «Если у населения есть на что покупать, то оно всегда покупает,— говорит замглавы Центра проблем доходов и социальной защиты населения Алефтина Гулюгина. Она связывает потребительский бум и снижение склонности к сбережениям высокой и, главное, непредсказуемой инфляцией. По данным ЦБ, объем банковских кредитов физическим лицам (9,9 трлн руб.) уже почти вдвое превышает объем их депозитов (5,2 трлн руб.). Впрочем, госпожа Гулюгина уверена, что «планка пресыщения достигнута — пустых покупок никто не делает».
Еще один фактор снижения потребления, по словам экономистов,— уверенность в продолжении роста доходов. За последние годы в России так привыкли к их росту на 25% в год, что остановка роста доходов может стать серьезным шоком.
Максим ШИШКИН, Дарья НИКОЛАЕВА