Росстат подтвердил данные об ускорении инфляции в марте: итоговый рост индекса потребительских цен составил 1,2% (с начала года — 4,8%), базовая инфляция составила 1,1% (3,2%). По мнению экономистов, никаких признаков замедления темпов роста цен минимум до августа-сентября 2008 года нет, а в случае если считать верным тезис ряда министерств о частично немонетарном характере инфляции — причины для ее снижения отсутствуют до конца 2008 года.
Предварительные оценки Росстата об ускорении инфляции в марте вчера подтвердились официальным отчетом ведомства: за месяц рост индекса потребительских цен составил 1,2%. С начала года потребительская инфляция составила 4,8%, при этом особенно большим был рост стоимости минимальной «продовольственной корзины»: с февраля, по оценкам Росстата, она подорожала на 2,7%, до 1993,5 руб., с начала года ее рост составил 10,6%. Базовый индекс потребительских цен, исключающий сезонность в изменениях цен и изменение госрегулируемых тарифов, вырос в марте на 1,1%, с начала года — на 3,2%. Как неоднократно писал «Ъ», в январе-марте 2008 года значения практически всех индексов Росстата, связанных с инфляцией, стабильно опережают значения индексов на январь-март 2007 года — по крайней мере с точки зрения статистики никаких причин считать инфляцию стабилизировавшейся и тем более замедлившейся нет.
Несмотря на введенные по инициативе Минсельхоза жесткие меры по борьбе с инфляцией на зерновом рынке, фактический запрет на экспорт зерна, действующий до мая мораторий на повышение цен на «социальные» виды продуктов питания, крупнейший вклад в рост индекса внесли цены на хлеб — 4,3% роста средних цен к февралю, 29,7% в годовом исчислении. Рост цен на остальные продукты питания, а также услуги был стабилен, за исключением сезонного роста цен на плодоовощную продукцию. Несколько сократились темпы роста цен на услуги ЖКХ, которые, впрочем, были высоки в январе-феврале.
Центр развития в очередном обзоре экономики РФ отмечает: «Рост индекса цен на биржевые продукты питания ускорился в феврале до 12% (6,9% в январе). В марте биржевые цены на продукты питания снижаются (на 5%), что должно было бы привести к торможению роста цен на внутреннем рынке. Однако использование преимущественно административных рычагов вместо мер, расширяющих конкуренцию и предложение на внутреннем рынке, вряд способствует ценовой стабилизации в краткосрочной перспективе».
Макроэкономические предпосылки для незначительного сокращения инфляции есть, но лишь во второй половине года — это снижение темпов роста денежной массы. Темпы роста денежной массы (M2) в середине 2007 года устойчиво превышали 50% в годовом исчислении, а на 1 июня 2007 доходили до 60%. С тех пор они устойчиво снижаются: по состоянию на 1 марта 2008 года (последние доступные данные) М2 росла со скоростью 47% в год. Это все еще значительно выше, чем в 2005 году, когда скорость роста M2 опускалась ниже 40%, доходя до 29% в феврале 2005 года. Спустя несколько месяцев в полном соответствии с экономической теорией замедлилась и инфляция. И хотя разные экономисты предпочитают говорить о разных лагах (от трех до девяти месяцев), с которыми снижение инфляции следует за замедлением роста денежного предложения, если М2 прекратит быстрый рост, спустя несколько месяцев снизится и инфляция.
Аналитики не видят никаких предпосылок для снижения инфляции как минимум до второй половины лета. «Эффективность мер по борьбе с инфляцией за счет регулирования предложения продукции проявится к августу-сентябрю»,— полагают в Центре развития. Ярослав Лисоволик из Deutsche Bank заявил «Ъ»: «Мы прогнозируем инфляцию на конец 2008 года на уровне прошлого года — 11,9%. По большому счету причин для ее замедления нет, и оптимизма на этот счет я не вижу. Мировые цены на продовольствие и сырье растут, и мы по крайней мере до третьего квартала 2008 года замедления инфляции не ожидаем». Он полагает, впрочем, что «после выборов сокращение госрасходов выглядит более вероятным». Татьяна Орлова из ING Russia, в свою очередь, сказала «Ъ»: «Мне непонятно, откуда появляются разговоры о замедлении темпов роста цен. В самой ближайшей перспективе это нам не грозит. Уровень базовой инфляции говорит о том, что ситуация лучше не становится. К третьему кварталу инфляционное давление может уменьшиться
Отметим, январская внутриправительственная дискуссия о том, носит ли всплеск инфляции с осени 2007 года в России немонетарный характер (Минфин настаивал на ее монетарной основе, заявляя, что она обеспечена ростом госрасходов, МЭРТ в январе пытался выделить монетарные и немонетарные факторы инфляции), может быть разрешена на практике уже летом 2008 года. Определенное снижение уровня роста осенью должно подтвердить правоту ЦБ и Минфина. Напротив, меры по борьбе с инфляцией от МЭРТа, ФАС и Минсельхоза (усиление конкуренции на агрорынке, ослабление перекосов в торговле реально могут произойти не ранее 2009 года), в краткосрочной перспективе показавшие малую эффективность, еще не могут эффективно подействовать летом-осенью 2008 года. В случае существования значительной немонетарной составляющей в инфляции-2008 цены продолжат рост даже при сокращении темпов роста М2 и продолжении укрепления рубля.
Дмитрий БУТРИН, Алексей ШАПОВАЛОВ, Максим ШИШКИН