ОТП-банк намерен выдавать треть своих кредитов через агентов на дому у заемщиков. Новый канал продвижения кредитных продуктов банк позаимствовал у материнской компании — венгерского OTP Bank, реализующего по агентской схеме половину кредитов. Однако рост объемов кредитования российского ОТП-банка может сопровождаться увеличением его репутационных рисков.
Вчера президент ОТП-банка Алексей Коровин сообщил о запуске нового канала продвижения кредитных продуктов — через выезд агентов банка на дом к потенциальным заемщикам. Агентом банка выступает физлицо — фрилансер, который оказывает консультационные услуги, помогает заполнить анкету для получения кредита и передает в банк набор документов. По словам советника президента ОТП-банка Вадима Юрова, вскоре число таких агентов будет доведено до нескольких тысяч. К концу года через новый канал ОТП-банк рассчитывает продавать 10% кредитных продуктов, затем эта доля будет доведена до 30%. При этом до конца года банк планирует вдвое увеличить розничный кредитный портфель.
С декабря 2006 года Инвестсбербанк входит в финансовую группу OTP. По данным журнала «Деньги», на 1 января текущего года размер собственного капитала Инвестсбербанка составил 6,1 млрд руб. (55-е место), сумма чистых активов — 60,1 млрд руб. (41-е место). Розничный кредитный портфель банка оценивается в $1,2 млрд.
Внедрение новой услуги стало первым заметным результатом интеграции технологий венгерского OTP Bank в бизнес российской «дочки». По словам господина Коровина, несмотря на большое количество собственных отделений, OTP Bank выдает через агентов около 54% кредитов.
Реализация кредитных продуктов через агентов на российском рынке не распространена. По словам участников рынка, аналогичные предложения от других банков носят точечный характер и действуют в отношении отдельных кредитных продуктов. Так, ипотеку на дому предлагает ДжиИ Мани банк, но пока в распоряжении заемщиков лишь 25 агентов. Агентский проект Городского ипотечного банка находится на пилотной стадии. Ситибанк предлагает через агентов кредитные карты и потребительские кредиты, но число агентов не превышает несколько сотен. В Юникредит банке на выездах к клиентам работает не более 70 агентов. АйСиАйСиАй банк, тоже предлагавший услугу по выезду к заемщику на дом, два месяца назад отказался от этой программы.
Инвестиции в проект в ОТП-банке не раскрывают, но отмечают, что привлечение клиента через традиционный банковский офис обходится банку дороже, чем через агента. «Работа через агента не требует затрат на рекламу точек продаж, аренду офисов, оборудование рабочих мест сотрудников»,— пояснил господин Коровин. Вознаграждение агента, по его словам, составляет от 0,5% от суммы выданного кредита.
Участники рынка считают создание агентской сети перспективным каналом продаж банковских продуктов. «В сложившейся рыночной ситуации практически отсутствует возможность конкурировать по стоимости услуг: демпинговать уровнем ставок уже нельзя,— говорит зампред правления Городского ипотечного банка Игорь Жигунов.— Конкурентного преимущества можно добиться только за счет расширения старых и введения новых каналов продаж».
Однако в агентской схеме присутствуют риски репутационного характера. «Сторонний человек позиционирует банк часто не совсем так, как хотелось бы самому банку,— отмечает начальник управления кредитования Юникредит банка Андрей Князев.— Кроме того, появляется риск мошенничества: агент обладает ценной информацией о клиенте».
По оценкам специалистов, проект ОТП-банка окупит затраты только в случае очень большого количества агентов, работающих на банк. «Это новый сегмент рынка, у которого большое будущее, но в каждом конкретном случае он будет успешен только при условии соответствующей банку масштабности»,— отмечает топ-менеджер крупного розничного банка. По его оценке, для рентабельности агентской схемы необходимо «как минимум 3 тыс. агентов для Москвы и 100 тыс. для всей страны».
Анна ДОРОФЕЕВА