«Мы готовим памятку заемщика — документ, который ЦБ будет рекомендовать банкам размещать в местах выдачи кредитов», — цитирует «Интерфакс» замруководителя департамента банковского регулирования и надзора Банка России Владимира Чистюхина. Причиной такого шага, по его словам, стало то, что банки часто раскрывают эффективную ставку, когда клиент уже фактически принял решение о заключении кредитного договора, поэтому времени сравнить размер эффективной ставки с другими банками не остается.
Не помогает
Сергей Игнатьев
председатель Банка России
Мы провели большую работу по обеспечению раскрытия банками информации в доступной для клиентов форме. В Банк России продолжают поступать жалобы заемщиков. Руководителям банков не следует ослаблять внимание к этой проблеме.
Чистюхин надеется, что документ будет готов до лета.
ЦБ пошлет его рекомендательным письмом банкам, которые занимаются потребкредитованием, и предложит разместить информацию из памятки в торговых точках, уточнил источник в ЦБ. Текст рекомендаций, по его словам, содержит элементарные понятия — «кредит», «аннуитетный платеж», «комиссия», «штраф».
Регулятор посоветует заемщикам не торопиться с принятием решения, ознакомиться с кредитным договором и тарифами, просить представителей банка дать эту информацию с собой, чтобы можно было оценить стоимость кредита, говорит собеседник «Ведомостей».
«Хотя документ не обязателен к исполнению, мы убеждены, что банки последуют нашим рекомендациям, — заверяет он. — Банк сам заинтересован в прозрачности кредитных отношений с гражданами».
Опрошенные «Ведомостями» банкиры о письме не знают, но обещают вывесить рекомендации ЦБ в торговых точках.
Чтобы сделать тарифы прозрачными, «Русский стандарт» отменил комиссии, представителям банка рекомендовано сообщать заемщикам о размере переплаты, говорит член правления банка Евгений Туткевич. Помимо размера процентной ставки и комиссий он советует заемщикам интересоваться размером ежемесячного платежа, но не минимальным, а привязанным к определенному сроку кредита. График минимальных платежей, о которых говорят некоторые банки, вводит клиентов в заблуждение, предупреждает Туткевич: получается, что они выплачивают только проценты, а сумму основного долга уже во вторую очередь.
Банки уже выпускают подобные инструкции, поскольку финансовая грамотность клиентов сильно разнится, говорит предправления банка «Ренессанс кредит» Алексей Левченко, обещая в июне-июле тоже выпустить подобную памятку.
Наглядные документы неэффективны, поскольку нужно постоянно контролировать банки, лучше применить опыт США, где законодательно прописан даже размер шрифта, которым на первой странице договора должна быть напечатана эффективная ставка банка и нескольких его конкурентов, считает председатель правления «Конфоп» Дмитрий Янин.
Татьяна ВОРОНОВА