В апреле цены не только не успокоились, но и ускорили свой рост. Они уже напоминают локомотив, который несется под гору. Вчера Росстат опубликовал данные по инфляции за первую неделю апреля. За этот период цены выросли на 0,5%, а ведь в марте они достигли таких «впечатляющих результатов» за полмесяца. В итоге с начала года инфляция составила уже 5,3%, то есть «съела» более половины своего годового потенциала. Тут уже впору говорить о том, что нам в этом году не только не удержаться в рамках, запланированных правительством, но хорошо бы не превзойти «достижения» прошлого года. Хуже всего, что основной вклад в рост цен вносит продовольствие. Для этого явления уже придуман даже специальный термин — агфляция (или аграрная инфляция).
Данные, которые вчера опубликовал Росстат, не просто настораживают. Они свидетельствуют о том, что цены в апреле начали расти с удвоенной силой. Для сравнения: в марте за неделю инфляция прибавляла 0,2—0,3%. Сейчас мы получили 0,5%. Более того, нынешние показатели куда хуже прошлогодних. Так, в 2007-м, когда по итогам года инфляция составила 11,9%, за первую неделю апреля цены выросли всего на 0,2% (с начала года — 3,7%). То есть сейчас мы идем с опережением графика уже на 1,6%.
И тут уже не до шуток, особенно если учесть, что больше всего дорожает продовольствие, которое для многих россиян является основной статьей дохода.
Как отмечается в докладе Росстата, ускоренными темпами продолжают расти цены на хлеб и муку пшеничную. За первую неделю апреля они прибавили в цене 2,2—3,6%. Но это, как говорится, средние показатели. Есть регионы, где ситуация просто вопиющая. Например, жителям Волгоградской области буханка черного хлеба теперь обходится на 20,7% дороже, чем неделю назад, а батон белого хлеба — на 18,9%. В Санкт-Петербурге ситуация еще хуже: там разные сорта выросли в цене на 22,7 и 6,1% соответственно.
При этом пока никаких радикальных мер со стороны отвечающих за инфляцию ведомств не видно. Они только наперегонки меняют свои прогнозы по итогам года. Если сначала планировалось, что инфляцию удастся удержать в рамках 8—8,5%, то сейчас новый ориентир — 9,5—10%. Хотя уже понятно, что и обновленный прогноз окажется невыполнимым.
На днях первый зампред Центробанка Алексей Улюкаев поведал о том, что в годовом выражении (то есть с марта 2007-го по март 2008-го) инфляция уже составила 13%. При этом в экономическом блоке правительства даже нет единодушия по поводу того, почему цены вырвались
Зубков, конечно, призвал все заинтересованные ведомства быстро объединить усилия и подготовить пакет антиинфляционных мер. Но не поздно ли спохватились? Инфляция уже съела более половины годового потенциала. И скорее всего аппетиты ее будут только расти. Всем уже давно очевидно, что основная причина инфляции в том, что растущий спрос (в том числе и потребительский) не находит адекватного предложения внутри страны. Проще говоря, производство не успевает за потребностями.
Естественно, свято место пусто не бывает. Если российские производители не могут удовлетворить спрос, то это с легкостью сделают зарубежные. Вчера Федеральная таможенная служба опубликовала предварительные данные, которые свидетельствуют, что за I квартал этого года Россия импортировала товаров на 50,7% больше, чем за тот же период 2007-го. Ситуация если не критическая, то уже тревожная. Ведь в итоге снижается конкурентоспособность российских производителей, многие из них могут просто остаться не у дел. А, как известно, чем ниже конкуренция, тем выше цены.
Анна КАЛЕДИНА