В конце прошлого года Инвестсбербанк и Банк Москвы объявили о запуске новых программ кредитования в экзотических валютах: швейцарских франках и японских йенах. Благодаря низким учетным ставкам валют кредиты имеют низкие процентные ставки. Новинка вызвала повышенный интерес и обеспечила банкам -экпериментаторам не только увеличение кредитного портфеля, но и бесплатное распространение информации.
Почем франки и йены для народа…
Экзотическая валюта заставила потесниться рубли, доллары и евро практически во всех видах кредитования. Так, в Инвестсбербанке клиенты могут оформить несколько кредитных продуктов в швейцарских франках, в том числе ипотеку, автокредиты и потребительские кредиты. В Банке Москвы кредитование в экзотической валюте до апреля текущего года осуществляется в тестовом режиме, и ссуда в швейцарских франках и японских йенах выдается пока только на ипотеку.
Конечно, банки привлекают клиентов не экзотическими названиями денежных единиц, а низкими процентными ставками. В Инвестсбербанке ставка по кредиту в швейцарских франках от 9% годовых (по нецелевым кредитам от 12,5), в Банке Москвы — от 8 до 9%, а в японских йенах и того ниже — 6—7%, в зависимости от суммы первоначального взноса, срока кредитования и наличия справки, подтверждающей доходы, 2-НДФЛ. Обозначенные цифры выглядят достаточно заманчиво на фоне 10—12% годовых в долларах и 11—13% в рублях. Причем условия стандартные для всех валют — разница только в процентной ставке по кредиту.
Неудивительно, что заемщики с удовольствием осваивают предложенные программы. В банках с энтузиазмом подтверждают успешность продвижения экзотического продукта.
Президент и председатель правления Инвестсбербанка Алексей Коровин рассказал: «Швейцарские франки пользуются хорошим спросом в Центральном регионе — например, только объем выданных ипотечных кредитов в данной валюте в Москве и Московской области составил почти 25% ипотечного портфеля».
Еще более впечатляющие результаты озвучил Банк Москвы. Управляющий директор блока «Розничный бизнес» Алла Цытович призналась: «Сначала на нас показывали пальцем и говорили: да куда вы с вашими франками в российские регионы? Однако вопреки скептическим оценкам половина выданных во франках кредитов пришлась как раз на регионы. В декабре прошлого года франки составили 35% ипотечного портфеля банка. Сейчас их серьезно потеснили японские йены. Первые кредиты в японской валюте мы оформили уже через две недели после начала программы. По состоянию на 17 февраля 2008 года у нас было выдано в йенах около 40 кредитов. Из них 5 в Москве, 35 — в регионах. Во многом благодаря этой программе за прошлый год кредитный портфель Банка Москвы серьезно вырос».
Благодаря низкой процентной ставке существенно уменьшается сумма выплат по кредиту. Но возможность сэкономить — это не единственное преимущество экзотического кредита. За счет снижения порога одобрения расширяется потенциальная потребительская аудитория. Клиент получает возможность оформить больший заем под имеющийся ресурс.
Алла Цытович (Банк Москвы) привела конкретный пример: «Если сравнить 11% в рублях и 7% в йенах, разница в сумме кредита при одной и той же зарплате получается существенная — порядка 30 тыс. долларов, или одного миллиона рублей. При этом ежемесячные платежи в этих валютах будут такими же, как и в рублях». Таким образом, финансовые возможности заемщика становятся значительно шире. Банки -кредиторы даже составили приблизительный портрет потребителя кредитов в экзотической валюте: молодой человек в возрасте около 35 лет, наемный рабочий, семейный, приобретающий первую в своей жизни квартиру.
Но почему же банки предлагают кредиты только в двух валютах, швейцарских франках и японских йенах? Явно, не из любви к швейцарскому сыру и японским хокку. Дело в том, что в Банке Японии учетная ставка составляет 0,50%, а в Национальном банке Швейцарии — 2,75, тогда как в Европейском Центральном банке — 4%, в Федеральной резервной системе США — 3%. Именно на этой разнице процентных ставок и играют банки.
Западный ветер
Кредиты во франках уже прошли успешную апробацию в Европе. Здесь долларовые кредиты практически не выдаются: либо евро, либо национальная валюта, либо франки. Во франках процентная ставка относительно евро ниже, как правило, на два процентных пункта, поэтому предпочтение в большинстве случаев отдается франкам. Обратимся к опыту ближайшего соседа — Украины, где программа кредитования в швейцарских франках началась еще в 2005 году. Украинцы с недоверием отнеслись к малоизвестной валюте, но с течением времени ситуация кардинально поменялась: интерес к швейцарскому франку увеличивался пропорционально росту цен на недвижимость (на покупку жилья требовалась большая сумма, а ее можно было получить как раз во франках). И на конец 2007 года уже четыре банка предлагали заемщикам кредиты в швейцарской валюте.
Бесспорное лидерство по количеству выданных кредитов в экзотической валюте принадлежит Польше. Ссуды в швейцарских франках пользуются там ажиотажным спросом. Местные жители практически совсем отказались от родных злотых в пользу иностранца.
Российские банкиры, вовремя оценив ситуацию, спроецировали опыт соседних стран и предложили свой «товар».
Кредитование в валюте Страны восходящего солнца не имеет пока такой богатой истории и широкой географии. Первым кредиты в японских йенах в России предложил Мичиноку Банк, на тот момент стопроцентная «дочка» японского регионального банка «Мичиноку Банк, ЛТД». Экзотическая программа действовала в Южно-Сахалинском и Хабаровском филиалах. В планах была заявлена также Москва, но в столице проект так и не был полностью реализован. Бывшее руководство банка (недавно российский Мичиноку Банк приобрели японский Mizuho Corporate Bank и его немецкая «дочка» Mizuho Corporate Bank, Germany) не любит вспоминать о делах минувших. По словам начальника управления делами Мичиноку Банка Юрия Муравьева, рассказывать, собственно, не о чем: в Москве был единичный случай предоставления кредита в японских йенах физическому лицу, а филиалы работали обособленно. В конце прошлого года розничный кредитный портфель восточных филиалов Мичиноку Банк передал ВТБ 24.
В чем причина такого печального окончания истории японской «дочки», остается только догадываться. На первый взгляд процентные ставки были достаточно соблазнительными: TIBOR (средняя ставка по кредитам на Токийской межбанковской бирже) + 5—6% годовых сроком на пятнадцать лет. Но сделав заманчивое предложение, банк не спешил расставаться с деньгами. Проводился достаточно строгий отбор заемщиков: обязательный первоначальный взнос 30%, стаж на последнем месте работы от 36 месяцев, только «белая» зарплата. Понятно, что значительная часть потенциальных клиентов при таких жестких условиях автоматически отсеивалась.
А нефиксированная процентная ставка по кредиту, которая напрямую зависела от ставки заимствования, создавала дополнительный риск для заемщиков. Возможно, причина в неверной политике, а, возможно, все гораздо банальнее — недостаточная информированность населения.
Сегодня банки явно учли ошибки своего предшественника и пытаются получить максимум от «первой волны».
Эффектная «экзотика»
Низкие процентные ставки для банков -кредиторов — это хорошая возможность увеличить кредитный портфель и расширить клиентскую базу. При этом банк не несет никаких дополнительных финансовых затрат или потерь. Банки получают прибыль за счет процентных ставок и конвертации валюты. Так как ставка привлечения ниже, то соответственно ниже и процент кредитования заемщиков. «Банк должен держаться на уровне среднерыночных ставок, иначе объемы продаж упадут, — поясняет Алла Цытович, — Если взяли деньги под 6% и выдаете кредиты под 8%, то остаются 2%, в которые банк должен уложиться со всеми операционными расходами и прибылью. Хотите увеличить прибыль? Сокращайте операционные расходы, внедряйте автоматизацию».
Но есть и еще один не менее веский довод в пользу экзотического кредитования для банков — масштабный PR. СМИ на «добровольных началах» уже на протяжении полугода делают прогнозы, дают комментарии аналитиков, собирают мнение заемщиков, печатают развернутые статьи, а на форумах активно обсуждаются плюсы и минусы нетрадиционного кредита. Не найдется, наверное, ни одного издания, в котором эта новость не прошла хотя бы одной строкой. Если в поисковой системе Yandex набрать «экзотическая валюта» или «швейцарский франк», то выскочит несколько сотен ссылок. Внедрение программы «экзотического кредитования» — это, как минимум, верный маркетинговый ход, позволивший сэкономить не один миллион рублей на рекламе.
Сколько банков — столько и мнений
Но если все так замечательно, и от кредитов в экзотической валюте выигрывает и банк, и заемщик, то почему другие банки не последуют примеру и также не предложат клиентам аналогичную программу? Более того, некоторые банки достаточно скептически относятся к нетрадиционным кредитам.
В частности, банкиры ссылаются на то, что низкая процентная ставка — это только основа, на которую накладываются дополнительные платежи в процессе обслуживания кредита. Начальник отдела рекламы и общественных связей СМП-Банка Оксана Довгань, например, прокомментировала так: «Кредитование в нетрадиционной валюте пока не получило широкого распространения ввиду дополнительных затрат для клиента, то есть при конвертации теряется часть денежных средств. И наш банк пока не собирается кредитовать клиентов в нетрадиционной валюте».
В ВТБ 24 придерживаются аналогичной точки зрения: «Данный вопрос — кредитование в экзотической валюте — пока не стоит у нас на повестке дня. Мы пропагандируем консервативный подход в отношении валюты кредитования населения — кредит надо брать в той валюте, в которой получаешь доходы. Экзотические валюты имеют крайне ограниченное обращение на территории России, и, как следствие, рынок кредитования в экзотических валютах практически отсутствует. Выгода заемщика от меньшего абсолютного значения процентной ставки существенно снижается за счет валютных рисков и дополнительных расходов на конвертацию средств».
Конвертация — это один из подводных рифов, на который придется натолкнуться заемщику. Клиент получает ссуду в валюте программы кредитования, то есть во франках или йенах. Однако данные денежные единицы не имеют свободного обращения на территории страны. Для оформления сделки купли-продажи экзотическую валюту придется конвертировать в рубли или доллары. На данном этапе заемщик может действовать по своему усмотрению: либо обменять франки/йены на месте по курсу банка или проделать эту же операцию в обменном пункте (таковой лучше найти заранее).
Взнос по кредиту нужно осуществлять в валюте, в которой оформлена ссуда (соответственно, франки/йены). Значит, ежемесячно необходимо будет производить конвертацию денежных средств.
Еще один подводный риф подготовило российское законодательство. В Налоговом кодексе предусмотрен налог на прибыль с доходов, полученных от экономии на процентах за пользование целевыми кредитами на приобретение или строительство жилья, если ставка менее 9% годовых.
Хотя с учетом этих факторов блеск от экзотического кредита несколько меркнет, но он все же остается одним из самых дешевых. В период роста процентных ставок по кредитам и цен на недвижимость экзотическая валюта для многих стала единственным шансом приобрести достойное жилье. Заместитель начальника управления розничных кредитных продуктов Промсвязьбанка Денис Зееман не исключает возможности, что «если американский кризис окажется более затяжным, чем предполагается, и рецессия американской экономики будет неизбежна, доллар США будет заменен в той или иной мере на альтернативные валюты тех стран, на экономику которых американский кризис серьезно не повлиял. Разница в процентных ставках при кредитовании в экзотических валютах (к примеру, в швейцарских франках) делает эти кредиты достаточно популярными. И если валюта будет стабильна, ставки не будут расти, а кредиты будут пользоваться спросом, банки, соответственно, будут активно продвигать такие продукты».
Но проблема в том, что реализовать экзотический проект удается не всем. Чтобы предоставлять нетрадиционный кредит, банку необходимо иметь постоянный источник фондирования в данной валюте. Например, в Промсвязьбанке ответили, что на сегодняшний день не рассматривают возможность получения источников финансирования в нетрадиционной валюте.
Инвестсбербанк в данном случае находится в наиболее выигрышном положении. Алексей Коровин подтвердил: «Вопросов с фондированием у Инвестсбербанка вообще не возникает с тех пор, как мы вошли в OTP Group, которая является одним из лидеров банковского рынка Центральной и Восточной Европы. Наши акционеры, которые заинтересованы в развитии Инвестсбербанка, рассматривают российский рынок как один из наиболее перспективных и быстроразвивающихся. На 2008 год мы планируем привлечь от OTP в форме кредитов более
1 млрд долларов, большая часть которых будет направлена на развитие розничного кредитования. OTP Bank предоставляет нам кредиты, в том числе и в швейцарских франках, поэтому проблем с данной валютой, как, впрочем, и с любой другой, мы не испытываем».
Банк Москвы не имеет «материнской» поддержки за границей. Но, как пояснила Алла Цытович, банку удалось привлечь под фиксированную ставку прямое финансирование иностранных банков.
А кто не рискует?
Но не конвертация или дополнительные платежи пугают клиентов при выборе программы кредитования. Их пугают возможные колебания курса валюты.
Швейцария традиционно ассоциируется у российских граждан со стабильностью и надежностью. В мире финансов франк также считается одной из самых стабильных валют, и инвесторы даже окрестили его «тихой гаванью» и «валютой-убежищем». Это почетное звание швейцарские деньги подтверждают уже на протяжении десятков лет. И, по словам старшего трейдера Saxo Bank Восточная Европа/ Россия Василия Барсукова, укрепление франка продолжится и дальше. Правда, темпы роста франка против рубля будут значительно ниже, чем против доллара и евро.
Йена также заметно «окрепла». Японцам невыгодно удорожание йены, так как конкурентоспособность товара страны-экспортера снижается. Однако, по прогнозу начальника аналитического отдела «Форекс» Алексея Трифонова, на йену имеет сильное давление китайский юань. Давление на укрепление национальной валюты Китая вряд ли ослабнет, поэтому и йена сохранит тенденцию к росту.
Василий Барсуков (Saxo Bank) обращает внимание на другое обстоятельство: «Йена традиционно используется в операциях кэрри-трейд (финансовых спекуляциях), поэтому колебания кросс-курсов йены могут быть значительными в зависимости от того, как развивается ситуация на рынке кэрри. Мы ожидаем, что рубль будет оставаться одной из самых сильных валют на рынке, и краткосрочные периоды укрепления йены против рубля не смогут изменить общую тенденцию. Период сильной йены, как показывает практика, не долгосрочен. Банк Японии старается избегать ситуаций, негативно влияющих на экспортный потенциал, и проводит интервенции, направленные на ослабление национальной валюты, когда считает нужным. Кроме того, политика низких процентных ставок в Японии по-прежнему оказывает давление на йену».
В ситуации, сложившейся на мировом рынке, трудно найти валюту, в стабильности которой можно было быть уверенным на сто процентов.
Насколько банкам будет выгодно выдавать кредиты в экзотической валюте, зависит от внешнего фондирования. За последние месяцы заимствование на внешних рынках стало дороже для российских банков на 1,5—2%.
По прогнозам аналитиков «Форекс», процентная ставка франка будет постепенно двигаться в сторону уменьшения и через 12 месяцев может понизиться аж до 2% (минимальное значение), а йена за этот же период поднимется до 1% (максимальное). Если прогноз оправдается, йены и франки по-прежнему останутся самыми дешевыми валютами.
Как отмечает Василий Барсуков (Saxo Bank), интерес к данному виду кредитования со стороны российского бизнеса сейчас очень велик. В дальнейшем эти кредиты составят реальную конкуренцию кредитам в долларах в условиях растущей неуверенности инвесторов относительно экономической ситуации в США. Кредиты в российских рублях, напротив, сохранят свои позиции в условиях все более возрастающего интереса западных инвесторов к российскому рынку капиталов.
Вероника СОШИНА