Центробанк считает, что рост на 35—40% темпов кредитования в России в 2008 году вполне нормален. Банкиры же говорят, что замедление темпов кредитования негативно скажется на темпах экономического роста, и упрекают ЦБ в том, что, призывая к сокращению кредитования, регулятор заботится не столько об устойчивости банковской системы, сколько решает свои задачи по борьбе с инфляцией.
Как отметил на форуме первый зампред Центробанка Геннадий Меликьян, сейчас на рынке существует два противоположных мнения относительно роста рынка кредитования. Сторонники более активного развития банковского сектора формулируют его как «даешь темпы», а их противники указывают на то, что сегодня уже достигнуты очень высокие темпы и дальнейшее форсирование становится опасным. «Первые исходят из уровня экономики в целом, — пояснил первый зампред. — Экономика России требует инвестиций, значит, надо, чтобы банковская система дала кредиты». По его словам, к этому аргументу добавляют еще и общеизвестный тезис о том, что российская банковская система существует всего 17—18 лет и что она еще не достигла мировых показателей. «Но совершенно очевидны и аргументы другой стороны, — сказал Геннадий Меликьян. — Все зарубежные специалисты, с которыми я общался, спрашивают: «Вам не страшно, что у вас такие темпы?»
Вчера первый зампред ЦБ признался, что Центробанк беспокоит не только возрастающие
Представители банковского сообщества в свою очередь недовольны тем, что проблему инфляции хотят решить за счет ограничения их бизнеса. Глава банка ВТБ Андрей Костин, например, свое выступление на форуме начал с обеспокоенности, что борьба с инфляцией будет преимущественно сведена к ограничению кредитования банков. Он признал, что ограничение денежной массы — это очевидный инструмент борьбы, однако напомнил, что от банков требуют больше кредитов по хорошим ставкам. «Но сегодня придется выдавать меньше кредитам по дорогим ставкам», — резюмировал он. Банкиры набранный темп снижать не желают, и для этого им нужны ресурсы. Андрей Костин в который раз выразил общее желание банкиров получить доступ к пенсионным деньгам, потому что ипотека и инвестиционные кредиты существуют за счет западного фондирования, которое сейчас довольно ограниченно.
Впрочем, представители Центробанка не отрицают эту тенденцию. Геннадий Меликьян в своем выступлении признал, что все организации получали
В целом же объем заимствований за рубежом за первые четыре месяцы этого года, несмотря на сгущение красок со стороны представителей финансового сектора, не сильно отличается от аналогичного периода прошлого года, когда в России наблюдалась повышенная активность банков и компаний на рынках зарубежного капитала. По словам Меликьяна, за четыре месяца 2008 года банки и организации заняли $12,8 млрд, а в первые четыре месяца прошлого года этот показатель составил $14 млрд. Таким образом, разница выходит несущественная.
Центробанк выразил опасение, что форсирование темпов роста может привести к неустойчивости финансовой системы. Впрочем, свои слова регулятор уже подкрепил делом. Напомним, что в понедельник Банк России объявил о повышении отчислений в Фонд обязательного резервирования (причем основное изменение коснулось отчислений кредитных организаций по обязательствам перед банками -нерезидентами, они выросли сразу на 1,5% — с 5,5 до 7%), что вызвало негативную реакцию у участников рынка. В среду Геннадий Меликьян, отвечая на вопросы журналистов о политике Центробанка в части ограничений слишком высоких темпов, признал, что эта мера направлена не только на сдерживание инфляции, но и на сдерживание темпов кредитования.
Выступая вчера на форуме, президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян озвучил расчеты, согласно которым повышение отчислений в ФОР в конечном счете приведет к росту инфляции. «Увеличение отчислений в ФОР — это удорожание средств для банков, а значит, удорожание кредитования, — заявил он. — Это приведет к удорожанию себестоимости продукции, а значит, к росту инфляции». Он также упрекнул и Минфин, который инициировал размещение бюджетных средств на депозитах банков, но при этом установил ставку на уровне 7,5%. «7,5% Минфина задает уровень кредитования», — сказал Тосунян.
Впрочем, председатель совета директоров МДМ-банка Олег Вьюгин отметил, что в 2000-х годах банковская система в России развивалась в тепличных условиях. «Доступ к рынкам капитала был достаточно комфортным, на рынке отсутствовала жесткая конкуренция, и потому стратегия большинства российских банков была одинакова — наращивать долю рынка», — объяснил он. Избалованным такими условиями банкам придется теперь задумываться о конкурентных преимуществах. Однако упреки банкиров в том, что государство слабо поддерживает развитие банковского сектора, не допуская финансовые организации к внутренним источникам фондирования на привычных комфортных условиях, по его словам, бессмысленны. «Требовать от денежных властей особых источников фондирования не имеет смысла, потому что это не задача денежных властей», — резюмировал Олег Вьюгин.
Юлия ЛОКШИНА