С января 2008 г. ЦБ разрабатывает технологические карты проверки банков для инспекторов, рассказал начальник главной инспекции кредитных организаций ЦБ Владимир Сафронов. Карта построена по принципу дерева решений, в котором в зависимости от наличия или отсутствия какого-либо факта рекомендуется соответствующее действие. Это реакция регулятора на схемы сокрытия реального уровня рисков некоторыми банками, объяснил Сафронов: «Выявление таких схем, их анализ и обобщение привели нас к мысли о необходимости формализации процедур и действий инспекторов в ходе проверки». Он уверен, что алгоритм проверки позволит снизить излишний субъективизм инспекторов.
С января 2008 г. разработано и направлено в теруправления три вида карт: один алгоритм проверки связан с ростом объема выдачи клиентам наличных, другой — с выводом средств за рубеж, а также отдельная карта, связанная с потребкредитованием. В ближайшее время появится еще одна, касающаяся оценки качества ссудной задолженности клиентов-юрлиц. До конца года ЦБ разработает карту по оценке кредитного риска по вексельной задолженности третьих лиц и по активным операциям с ценными бумагами, валютой, по срочным сделкам, операциям с производными инструментами.
С банками карты не обсуждались, это внутренняя инструкция ЦБ для служебного пользования, заметил Сафронов.
Его ведомство с прошлого года проводит ретроспективный анализ качества актов проверок тех банков, у которых отозвана лицензия. «Мы все это сопоставляем на предмет выявления фактов поверхностного и субъективного анализа при проверках, и, если такое случается, замечания направляются в главки для профилактики таких случаев», — говорит Сафронов. В 2007 г. было проанализировано таким образом 27 актов проверок, выявлено четыре случая некачественных актов, в I квартале 2008 г. — два.
С помощью типологии можно избавиться от субъективизма и это помогает проверяющему вникать в бизнес-процессы банка, отмечает бывший зампред ЦБ Александр Хандруев. Он уверяет, что регуляторы других стран успешно унифицируют действия проверяющих. Другой экс-зампред ЦБ — Сергей Алексашенко считает, что от субъективизма не уйти: алгоритм проверки хорош для обучения проверяющих, но банки скоро узнают содержание рекомендаций и будут стараться создавать ситуации, которые в них не прописаны.
Татьяна ВОРОНОВА, Елена ХУТОРНЫХ