Из данных ЦБ следует, что на 31 декабря 2007 года в чулках, сейфах и под матрасами находился $21 млрд. Именно такие данные приводятся в «Международной инвестиционной позиции РФ» — регулярно обновляемой таблице на сайте ЦБ. Из опубликованной в пятницу первой оценки платежного баланса ЦБ следует, что за I полугодие запасы валюты в нефинансовом секторе сократились на $2,9 млрд. То есть на 1 июля 2008 года запасы наличной иностранной валюты у населения можно оценить в $18,1 млрд.
Парадоксально, но практически такое же количество наличной валюты на руках у населения фиксировалось на конец 2006 года — $18,6 млрд. С тех пор дедолларизация экономики, заметная не только по платежному балансу, но и просто из уменьшения числа обменных пунктов на улицах, казалось бы, должна была уменьшить запас наличной валюты. Вплоть до практически полного его исчезновения. Но не уменьшила. Точнее ЦБ в очередной раз пересмотрел оценку ее первоначальных запасов в сторону увеличения. Этот пересмотр делается уже не в первый раз и редко становится предметом публичного обсуждения — тем более, что представители ЦБ и раньше признавали, что эти данные носят оценочный характер.
«Сколько на самом деле валюты на руках у населения, по-видимому, никто не знает,— говорит Михаил Хромов из центра стратегических исследований Банка Москвы, напомнивший об очередном пересмотре.— Американские исследовательские центры приводили оценку в $80 млрд на 2003—2005 годы. Из данных ЦБ вытекает оценка примерно в $50 млрд». Впрочем, в любом случае, сейчас не 1990-е годы — в общем объеме сбережений наличная валюта составляет единицы процентов. По данным Росстата, в июне 2008 года объем накоплений населения без учета валютных депозитов и наличной валюты составлял 8,07 трлн руб. (примерно $340 млрд). Так что несмотря на то, что окончательно население России от валюты не избавилось, свою роль как средства сбережения она, конечно, потеряла.
Максим ШИШКИН