Агентство по страхованию вкладов (АСВ) обратилось в МВД с просьбой о возбуждении уголовного дела в отношении бывшего председателя правления Орловского социального банка (Орелсоцбанка) Николая Лисютченко. Среди нарушений, которые вменяются бывшему руководителю кредитной организации, — преднамеренное банкротство банка, а также хищение денежных средств. Об этом «Известиям» рассказали в АСВ.
Орелсоцбанк контролировали семь физлиц. 19,65% акций кредитной организации принадлежало Николаю Лисютченко. Лицензии банк лишился в 2012 году
По данным регулятора, часть заемщиков банка вообще существовали только на бумаге, не ведя реальную деятельность. Кроме того, в 2011 году только по двум направлениям (снятие средств со счетов физических и юридических лиц по строке «на прочие цели») через Орелсоцбанк было обналичено более 10 млрд рублей.
АСВ в ходе проверки Орелсоцбанка выявило факты преднамеренного банкротства, а также хищения денежных средств. По мнению агентства, в этих нарушениях виновен руководитель кредитной организации Николай Лисютченко. Подробности в агентстве раскрывать не стали.
Агентство попросило МВД возбудить уголовное дело в отношении Лисютченко по статьям 160 и 196 Уголовного кодекса («Присвоение или растрата» и «Преднамеренное банкротство» соответственно). Максимальное возможное наказание по статье 160 ― лишение свободы на срок до 10 лет со штрафом в размере до 1 млн рублей, по статье 196 — штраф до 500 тыс. рублей или лишение свободы на срок до 6 лет со штрафом до 200 тыс. рублей.
Как пояснила «Известиям» помощник Николая Лисютченко Марина Искра, официально обвинения экс-главе Орелсоцбанка еще не предъявлено.
— Ажиотаж в связи с отзывом лицензии был поднят искусственно, — считает она. — Пенсионеры снимали деньги со вкладов. Раздраконили банк буквально. Полтора года Лисютченко мурыжат, а претензий предъявить не могут.
По мнению экспертов, опрошенных «Известиями», с большой долей вероятности уголовное дело в отношении Лисютченко будет возбуждено.
— Учитывая, что с 28 мая 2012 года в отношении Лисютченко уже ведется следствие по п. 2 ст. 201 «Злоупотребление полномочиями, повлекшее тяжкие последствия», доказательственная база у следственных органов уже наработана, — считает юрист компании «Хренов и партнеры» Дина Фаева.
— Ответственность лиц, вызвавших банкротство банка, может быть как уголовная или административная, так и гражданско-правовая, — говорит адвокат юридической группы «Яковлев и партнеры» Ирина Барсукова. — При этом гражданско-правовая ответственность наступает независимо от уголовной и административной ответственности.
По мнению Барсуковой, в ближайшее время АСВ обратится в суд с иском к Лисютченко, аналогичный тому, что подан к экс-сенатору Сергею Пугачеву на 75 млрд рублей в Арбитражный суд Москвы. В качестве одного из прецедентов по делу Лисютченко можно также рассматривать дело Сергея Реусова и его первого заместителя Дениса Давыдова. В 2011 году Пресненский суд города Москвы признал их виновными в преднамеренном банкротстве Содбизнесбанка и назначил им наказание в виде трех лет лишения свободы условно с испытательным сроком в течение трех лет.
Орелсоцбанк был создан в 1994 году. Постановлением главы администрации Орловской области (на тот момент — Егора Строева, ныне члена комитета Совета Федерации по конституционному законодательству, правовым и судебным вопросам, развитию гражданского общества) с 1996 по 2012 год банк осуществлял доставку пенсий и пособий. На 1 апреля Орелсоцбанк занимал 403-е место по активам (3,9 млрд рублей).
Анастасия АЛЕКСЕЕВСКИХ