В Зимбабве подходят к концу запасы бумаги, предназначенной для печатания денег. Вскоре правительство не сможет платить зарплату ни госслужащим, ни, что гораздо более важно для правящего режима, военным. Причиной стали жесткие санкции, которые США и Евросоюз ввели против президента Роберта Мугабе с целью вернуть маленькое, но гордое африканское государство в орбиту своего влияния. Между тем сам Мугабе, похоже, решил наладить отношения со своим главным политическим противником внутри страны Морганом Тсвангираи.
В стране, где инфляция, по оценкам аналитиков, достигает 40 млн процентов в год, а центральный банк вовсю печатает банкноты достоинством 100 млрд местных долларов, практически исчерпаны запасы бумаги для их выпуска. Ее поставкой до недавнего времени занималась немецкая Giesecke & Devrient, но в результате санкций, введенных Евросоюзом, в прошлом месяце компания была вынуждена приостановить поставки. Окружение Мугабе также опасается, что может быть отозвана лицензия на программное обеспечение, используемое при печатании денег.
Евросоюз на днях ввел и другие санкции против ряда граждан Зимбабве. Так, на сайте ЕС появилась информация, что еще 37 человек, большинство из которых являются офицерами сил безопасности, «были вовлечены в компанию террора» в Зимбабве. В черный список также попали глава центробанка, два журналиста и врач. Всем им отныне заказан въезд в страны Евросоюза. Впрочем, по словам заместителя генерального директора НП «Росафроэкспертиза» Вадима Зайцева, новые санкции носят лишь декоративный характер и сильного влияния на положение дел в стране уже не оказывают.
Куда важнее начавшийся на этой неделе переговорный процесс между Робертом Мугабе и лидером оппозиционного Движения за демократические перемены Морганом Тсвангираи. Напомним, в мае в Зимбабве прошел первый тур президентских выборов. Поддерживаемый Западом Тсвангираи в первом туре набрал большинство голосов, которых, правда, было недостаточно для победы. Но еще до начала второго тура Роберт Мугабе, возглавляющий страну на протяжении 28 лет, заявил, что власть не отдаст вне зависимости от результатов плебисцита. Опасаясь расправ над своими сторонниками, Тсвангираи отозвал свою кандидатуру, а президентом остался Мугабе.
По данным информационных агентств, на встрече Мугабе и Тсвангираи при посредничестве президента ЮАР Табо Мбеки на этой неделе была достигнута договоренность по преодолению разногласий и установлению гражданского мира. «Видимо, окружение Мугабе смогло убедить его в том, что с Тсвангираи ему делить нечего, так как оба они представляют одну и ту же этническую группу (шона), но разные кланы внутри нее (зезуру и каранга), баланс сил между которыми в последнее время был нарушен. Скорее всего Мугабе постарается отсрочить отход от дел, но переговоры помогут переходу страны к режиму, который теоретически устроит и США, и Европу. А если этого не произойдет, то можно будет с уверенностью говорить о том, что Запад играет в пользу дестабилизации обстановки в стране», — говорит
Денис ЖУЙКОВ