Отзыв банковских лицензий 2014 году продолжился. Лицензии лишились махачкалинский Имбанк и курганский банк «Надежность», а также небанковская кредитная организация «Национальная расчетная компания». Удастся ли с помощью таких мер оздоровить российскую банковскую систему, эксперты сказать не берутся. Пока очевидна лишь выгода для госбанков.
Чистка российской банковской системы, активизировавшаяся осенью 2013 года, продолжилась в 2014 году. Сразу три организации лишились лицензий в понедельник, 20 января. Махачкалинский Акционерный имущественный банк, или Имбанк, занимал 808-е место в банковской системе России по величине активов на 1 декабря 2013 года и участвовал в системе страхования вкладов.
«Выявлена крупная недостача наличных денежных средств в кассе АИБ «Имбанк» (ОАО), — пишет Центробанк. — При этом кредитная организация не исполняла требования Банка России о создании адекватных потерям резервов и представляла в Банк России существенно недостоверную отчетность, скрывающую наличие оснований для осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства)».
Кроме того, по словам регулятора, банк участвовал в сомнительных операциях. «Руководство и собственники кредитной организации не предприняли действенные меры по нормализации его деятельности», — констатирует Банк России.
Представитель Имбанка пока воздерживается от комментариев. «Мы сами пока никаких разъяснений не получили», — заявил он «Газете.Ru».
Зауральский акционерный социальный коммерческий банк «Надежность» из Кургана по величине активов занимал 843-е место (на 1 декабря) и также участвовал в системе страхования вкладов. «Решение о применении крайней меры воздействия — отзыве лицензии на осуществление банковских операций — принято Банком России в связи с неисполнением кредитной организацией федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность», — пишет ЦБ. А именно законов по противодействию отмыванию и финансированию терроризма. Этот банк также был вовлечен «в проведение в крупных объемах сомнительных операций», и его руководители и собственники тоже «не предприняли необходимых мер, направленных на нормализацию деятельности».
Небанковская кредитная организация «Национальная расчетная компания», зарегистрированная в 2001 году в Москве, занималась денежным посредничеством. Она также «нарушала, не соблюдала и была вовлечена», а ее руководители «не предприняли».
«В течение 2013 года объем средств, перечисленных нерезидентам по фиктивным документам, превысил $320 млн», — пишет ЦБ.
В 2014 году, 9 января, лицензии уже лишился Новокузнецкий муниципальный банк (из третьей сотни по активам). За 2013 год Банк России отозвал 32 лицензии у кредитных организации. Самым громким событием стал отзыв лицензии у Мастер-банка 20 ноября. Банк входил в 100 крупнейших российских банков по размеру активов. Затем последовало лишение права на работу системообразующего для Калининградской области Инвестбанка. На 17 января в российском банковском секторе оставалась 1071 организация.
Эксперты, опрошенные «Газетой.Ru» предсказывали, что эта тенденция в 2014 году продолжится и ЦБ будет достаточно активно отзывать лицензии у банков или отправлять их на санацию. По прогнозу начальника аналитического управления Банка корпоративного финансирования Максима Осадчего, в 2014 году мы недосчитаемся нескольких десятков кредитных организаций, около 20—30.
«Череда отзывов банковских лицензий не связана с общей финансово-экономической конъюнктурой, поэтому что-либо прогнозировать в данном направлении не имеет смысла», — полагает старший аналитик ИК «Велес Капитал» Юрий Кравченко. Не берется прогнозировать точно число банков, которые лишатся лицензии в 2014 году, и заместитель руководителя аналитического департамента компании «Совлинк» Ольга Беленькая, но она тоже уверена, что отзыв лицензий продолжится и будет столь же заметным, как и в прошлом году. «Косметическими эти меры уже не назовешь. Очевидно, что у ЦБ есть политическая воля сделать российский банковский сектор более сильным, прозрачным, цивилизованным и убрать с рынка те банки, которые ведут высокорискованную деятельность, увеличивая нагрузку на АСВ», — говорит эксперт.
Однако сможет ли ЦБ довести начатую чистку до логического конца, эксперты сказать не берутся.
«Конечно, здесь есть и ограничения — в частности, размер фонда страхования вкладов, системная значимость банка на федеральном или региональном уровне, риски реализации кризисного сценария набега клиентов не только на небольшие, но и на крупные банки. Поэтому очевидно, что для оздоровления банковского сектора потребуются и другие механизмы, помимо отзыва лицензий. В частности, санация, при которой кредиторы не теряют свои средства, а АСВ может проводить ее с привлечением кредитов ЦБ», — отмечает Беленькая. «Судя по настрою, ЦБ твердо намерен довести начатое до конца, в то же время отзыв лицензии Мастер-банка, вероятно, останется наиболее резонансным событием, и новые жертвы регулятора не будут иметь никакой системной значимости», — успокаивает Кравченко.
Пока самые очевидные следствия этой кампании — это атмосфера недоверия, рост ставок межбанковского кредитования, паника среди вкладчиков и приток дешевых средств в госбанки, в которые напуганное население переводит сбережения.
«Переток средств в госбанки идет, с этим спорить трудно», — говорит Беленькая. Эксперт приводит данные о Сбербанке за декабрь 2013 года. «Приток вкладов физлиц в декабре возрос на 8,7%», — напоминает она, но уточняет, что рост основан не только на кризисе в банковской системе России. «Для Сбербанка (и сектора в целом) в декабре характерен всплеск притока средств населения. Обычно он составляет 6—7%. В 2013 году сезонный пик усилился
Екатерина МЕРЕМИНСКАЯ