Орловский социальный банк признан потерпевшим по уголовному делу, возбужденному в 2013 году Следственным комитетом РФ против его экс-владельца Николая Лисютченко, который также являлся предправления кредитной организации. Дело было возбуждено по ч. 2 ст. 201 Уголовного кодекса («Злоупотребление полномочиями») по факту выдачи высокорискованных кредитов. Позже к нему были приобщены материалы по фактам преднамеренного банкротства банка и хищения денежных средств. Об этом «Известиям» рассказали в Агентстве по страхованию вкладов (АСВ).
Орелсоцбанк контролировали семь физлиц. Николаю Лисютченко принадлежала доля в размере 19,65%. Лицензии банк лишился в 2012 году
По данным регулятора, часть заемщиков банка вообще существовала только на бумаге, не ведя реальную деятельность. Кроме того, в 2011 году только по двум направлениям (снятие средств со счетов физических и юридических лиц по строке «на прочие цели») через Орелсоцбанк обналичили более 10 млрд рублей.
Во время проверки Орелсоцбанка АСВ выявило факты злоупотребления полномочиями со стороны руководства кредитной организации (с его подачи выдавались высокорискованные ссуды), преднамеренного банкротства, а также хищения денежных средств. По мнению агентства, в этих нарушениях виновен руководитель кредитной организации Николай Лисютченко.
— В ходе проверки обстоятельств банкротства Орелсоцбанка установлено, что причинами возникновения признака банкротства и последующего ухудшения финансового положения кредитной организации явились действия по переводу долга по кредитным договорам рыночных заемщиков на технические юридических лиц, выдаче технических кредитов гражданам и компаниям, а также по приобретению недвижимости по завышенной стоимости, — пояснили «Известиям» в АСВ. — В результате указанных действий банку причинен ущерб в размере более 1,3 млрд рублей.
Поэтому агентство попросило МВД возбудить уголовное дело в отношении Лисютченко по ст. 201 («Злоупотребление полномочиями»). Следственный комитет по Орловской области в 2013 году возбудил дело, позже к нему приобщили материалы по фактам преднамеренного банкротства (ст. 196 УК) и хищения денежных средств (ст. 160 УК). Максимальное возможное наказание по ст. 201 — штраф до 1 млн рублей или в размере зарплаты осужденного в течение 5 лет, принудительные работы на срок до 5 лет, а также лишение свободы на срок до 10 лет (в двух последних случаях — с лишением права занимать руководящие должности на срок до 3 лет). По ст. 160 ― лишение свободы на срок до 10 лет со штрафом в размере до 1 млн рублей, по ст. 196 — штраф до 500 тыс. рублей или лишение свободы на срок до 6 лет со штрафом до 200 тыс. рублей.
Как рассказали «Известиям» в АСВ, Орелсоцбанк признан потерпевшим по уголовному делу.
— Признание Орелсоцбанка потерпевшим по уголовному делу позволяет его представителям, в частности АСВ, более активно участвовать в процессе расследования, в том числе направлять ходатайства о проведении следственных действий, знакомиться после окончания предварительного следствия с материалами уголовного дела, — указывают в агентстве.
Эксперты, опрошенные «Известиями», подтверждают, что получение Орелсоцбанком статуса потерпевшей стороны существенно расширяет возможности его представителей, в частности АСВ, в ходе расследования уголовного дела.
Такой статус, по словам партнера правового бюро «Олевинский, Буюкян и партнеры» Елены Полеоновой, дает право давать показания, участвовать с соблюдением определенного порядка в следственных действиях по своему ходатайству. Также можно знакомиться с заключением эксперта, со всеми материалами уголовного дела по окончании предварительного расследования, участвовать в разбирательстве уголовного дела во всех судебных инстанциях, обжаловать действия и решения дознавателя, следователя, прокурора, суда и пр.
Доказательства, которые будут собраны в уголовном деле, АСВ сможет представлять в рамках арбитражного процесса — в деле о банкротстве Орелсоцбанка.
— Более того, вступивший в законную силу приговор суда по уголовному делу обязателен для арбитражного суда в вопросе о том, имели ли место определенные действия и совершены ли они определенным лицом. То есть снова доказывать эти факты в арбитраже АСВ не придется, — говорит Полеонова.
По словам юриста компании «Юков и партнеры» Владимира Клименко, установление в рамках уголовного расследования факта предоставления кредитов «техническим» заемщикам, которое повлекло за собой ущерб для банка, позволит АСВ обратиться с заявлением о взыскании с бывшего руководства убытков, причиненных выдачей таких кредитов. В АСВ «Известиям» сообщили, что иск на 1,3 млрд рублей к Лисютченко подготовлен. Аналогичный иск подан к экс-сенатору Сергею Пугачеву, который контролировал Межпромбанк, на 75 млрд рублей в Арбитражный суд Москвы. В качестве одного из прецедентов по делу Лисютченко можно также рассматривать дело Сергея Реусова и его первого заместителя Дениса Давыдова. В 2011 году Пресненский суд Москвы признал их виновными в преднамеренном банкротстве Содбизнесбанка и назначил им наказание в виде трех лет лишения свободы условно с испытательным сроком в течение трех лет.
Как пояснил «Известиям» Клименко, после признания Орелсоцбанка потерпевшей стороной по уголовному делу будет проходить расследование, в ходе которого Лисютченко могут быть предъявлены обвинения. Хотя пока, отметила помощник Николая Лисютченко Марина Искра, официально обвинения экс-главе Орелсоцбанка еще не предъявлено.
Николай Лисютченко является депутатом Орловского областного совета народных депутатов. По словам юристов, вынесение обвинительного приговора Лисютченко повлечет за собой лишение его статуса депутата.
Анастасия АЛЕКСЕЕВСКИХ