Президент Дмитрий Медведев вчера не решился поставить точку в четырехлетнем споре министров о возможности сокращения НДС — дискуссия о налоге перенесена на 2009 год. В условиях кризиса президент и министры не стали принимать решения ни по предложенному Минфином повышению эффективной ставки ЕСН, ни по инициативам Минэнерго по снижению налогов для нефтяных компаний. Чтобы совсем не разочаровывать налогоплательщиков, участники совещания одобрили лишь несколько «точечных» льгот.
На анонсированное как «окончательное» совещание по НДС в Кремле Дмитрий Медведев собрал всех ответственных за налоги чиновников, включая первого вице-премьера Игоря Шувалова, вице-премьера Алексея Кудрина, главу Минэкономики Эльвиру Набиуллину, председателя ЦБ Сергея Игнатьева. Предваряя обсуждение, президент объявил, что принятые решения не должны «ставить под удар бюджетные обязательства, которые существуют сегодня». Уже из этого можно было сделать вывод о том, что кардинального снижения НДС не будет — ведь способов компенсировать резкое сокращение ставки налога для бюджета у сторонников этого шага нет. Это предположение подтвердилось. «Решено отложить вопрос по ставке НДС на 2009 год, чтобы еще раз все взвесить, посмотреть за динамикой событий на мировых рынках, за ситуацией с ценой на нефть, которая пока падает»,— объявил итоги Алексей Кудрин.
Еще недавно снижение НДС казалось делом практически решенным. В феврале 2008 года Владимир Путин еще в ранге президента пообещал бизнесу введение «единой и максимально низкой ставки НДС», а Дмитрий Медведев призвал правительство «как можно быстрее принять закон» по этому поводу. Минэкономики оформило эти обещания в предложение о снижении НДС до 12—13% с 2009 года. Минфин свои доводы против снижения изложил в бюджетной стратегии до 2023 года: потери бюджета в размере 950 млрд руб., «незначительный эффект» для экономики, угроза неисполнения бюджетных обязательств государства. Теперь к этим доводам Алексей Кудрин добавил макроэкономические риски, во множестве возникшие в связи с продолжающимся на рынках кризисом. Этот же довод не позволил министрам одобрить и новое снижение налогов на «нефтянку». «Окончательное решение на сегодня не принято, но в ближайшее время будут разработаны меры о дополнительном снижении нагрузки на нефтяной сектор с целью стимулирования добычи нефти»,— сообщил вице-премьер. Нет решения и по ЕСН, эффективную ставку которого Минфин предлагает увеличить для решения финансовых проблем пенсионной системы.
Новости для налогоплательщиков президент с министрами все же приготовили. Минэкономики удалось добиться увеличения размера так называемой амортизационной премии — права компаний экономить на налоге на прибыль за счет отнесения на расходы не 10%, как сейчас, а сразу 30% стоимости вводимых в действие основных фондов. Цена вопроса — 65—70 млрд руб. Как пояснил «Ъ» источник в правительстве, речь идет о так называемых активных группах оборудования — новация, по его словам, будет введена с 2010 года. Другое давно ожидаемое бизнесом решение — уплата НДС с авансовых платежей, отвлекающая сейчас значительные оборотные средства предприятий, с 2009 года отменяется. В части администрирования решено упростить порядок реструктуризации налоговой задолженности компаний. По словам источника в правительстве, это решение исключит ситуации «внезапного наезда» налоговиков на компании — у них будет возможность рассрочить уплату долга перед бюджетом.
Наконец, два решения чиновники приняли по налогам на фондовом рынке. Решено с 2010 упростить порядок освобождения дивидендов от налогов, уплачиваемых дочерними предприятиями своим «материнским» компаниям. Эта льгота, введенная для привлечения холдингов в Россию, уже действует, но
Вадим ВИСЛОГУЗОВ