Центробанк РФ опубликовал заказанное у компании «Делойт и Туш СНГ» исследование об эффективности действующей системы борьбы с отмыванием доходов, полученных преступным путем. Главный вывод экспертов, сравнивших российскую практику с мировой,— процесс борьбы с грязными деньгами в РФ излишне формализован. Эксперты отмечают повышенную степень детализации процедур, описанных в законах и нормативных актах, и жесткую регламентацию деятельности коммерческих банков в этой сфере. Отмечено, что российское законодательство не предоставляет банкам права отказывать клиентам в открытии счета или прекращать обслуживание по счету в одностороннем порядке.
Например, непонимание банком экономического содержания деятельности клиента, необычный и запутанный характер сделок законным основанием для отказа в предоставлении услуг банка не являются. Банкам в России, указывает «Делойт и Туш», отведена «достаточно пассивная роль», она сводится к регистрации, хранению и передаче информации, которая может оказаться полезной государственным органам. Бремя проведения финансовых расследований в России лежит на Росфинмониторинге, который выступает в роли фильтра по обработке и анализу информации, стоящего между банковской системой и правоохранительными органами. Такие фильтры, отмечают эксперты, предусмотрены и в зарубежных системах, однако там в орган финансовой разведки поступают сведения, уже переработанные самими банками, поскольку они лучше понимают смысл операций своих клиентов.
Поэтому, как видно из графика, число сообщений банков финразведке о подозрительных операциях в США и Великобритании в несколько раз меньше, чем в России. В имеющей мощную банковскую систему Швейцарии число таких сообщений и вовсе исчисляется сотнями: 795 сообщений в 2007 году против 8,4 млн в РФ. Исследователи из «Делойт и Туш» отмечают, что в отличие от России сроки направления информации о подозрительных операциях в законодательстве других государств строго не указаны, а обозначены как «разумные». Соответственно, в этих странах в отличие от России банки не могут быть подвергнуты мерам административного воздействия вплоть до отзыва лицензии за формальные нарушения закона. Возможно, это главный вывод,
Вадим ВИСЛОГУЗОВ