В последние годы Москва сияла от понтов на всю Россию. Телевидение и глянцевые журналы потратили уйму времени и сил на то, чтобы воспитать у массового потребителя представление о том, как им следует тратить деньги, чтобы жить красиво. Благодаря этому, а также
Конечно, не хотелось бы впадать в совсем уж пуританство, но то, что мы наблюдаем сегодня, — перебор. Граждане пристально следят за тем, как представители элиты путешествуют по бутикам, предаются ночным забавам, одевают мопсов в Гуччи и тому подобное. И что в итоге? Десятилетняя малявка требует купить мобильный телефон за 21 тысячу рублей, увидев в журнале «Л…» картинку, как такой телефон покупает певица А. И честная мама, вздохнув, оплачивает каприз, поскольку сама обзавелась сумочкой от «М…» за 70 тысяч, потому что ее зацепил фоторепортаж на эту тему о супруге олигарха Б., опубликованный в журнале «С…». Товары, чья стоимость лишь на 10—15% складывается из функциональных и экономических параметров, а остальное — чистые понты, вследствие кризиса могут потерять значительную часть своих поклонников. И вряд ли 54% населения нашей страны, которые получают в месяц меньше 360 долларов, посочувствуют продавцам гламура.
Пока что на первый взгляд ничего такого не происходит. До «Ярмарки миллионеров» (Millionaire Fair) — выставки товаров класса люкс — еще почти два месяца, но, по словам организаторов, почти все стенды уже раскуплены, возвратов нет, посетителей ожидается море. Прогулявшись по ЦУМу, мы также не нашли пока отличий от прежней картинки: бутики забиты товаром без ценников и вышколенными продавщицами. Скидок нет, покупателей почти нет — но здесь так положено по статусу. Вот одна девушка, кажется, берет сапоги за 48 тысяч, другая — майку х/б за 12… С дорогими ресторанами тоже вроде все в порядке: цены стоят, посетители сидят… Даже такой экстравагантный сервис, как заказ «Майбахов» и «Роллс-Ройсов» в качестве такси (до 7 тысяч рублей в час), процветает:
— Наше такси не стали заказывать реже, — рассказал «Известиям» Константин Костырев из компании «Небесный тихоход». — Платежи тоже проводятся в срок.
И все же, «рынок понтов» попадает в зону риска.
— Москвичи стали более придирчиво относиться к выбору ресторана, — отмечает Андрей Петраков, исполнительный директор консалтинговой компании «Ресткон». — Они внимательнее выбирают заведение, мол, если и тратить деньги, то только на интересный ресторан. Хотя самые дорогие рестораны, скорее всего, не пострадают. Ведь финансовое состояние их клиентов вряд ли серьезно зависит от кризиса.
Это смотря каких клиентов.
— Истинная финансовая элита — это 153 тысячи человек, мы к таким причисляем семьи с годовым доходом от миллиона долларов, — говорит Сергей Старков, гендиректор исследовательского агентства Quans Research, только что завершившего проект «Стиль жизни миллионеров», — 86% из них живут в Москве, 11% — в Петербурге. Это известные по спискам «Форбс» люди и их близкие. Личные сбережения они хранят в консервативных швейцарских банках и в ценных бумагах надежных компаний, которые не рискуют на рынке, не приносят заоблачных дивидендов, но зато не страдают от кризисов. Даже самые дорогие траты для этой группы людей незначительны, и они останутся потребителями «понтов». Но это всего 0,01% населения страны. Следующая категория богатых — «массовая элита» — это крупные бизнесмены, чиновники, наследники капиталов. Их порядка 1,2 миллиона человек. Они инвестируют в недвижимость, играют на бирже и поэтому могут начать испытывать финансовые трудности. Но они демонстрируют зрелое потребительское поведение, многие по известным причинам предпочитают держаться в тени и к «понтам» не склонны. Потерять деньги
Возможно, благодаря кризису обывательское представление о жизни богатых трансформируется в более пристойное зрелище.
— Будет жесткий перезапуск общественной морали в лучшую сторону, — полагает Старков. — Заказывать в клубе столик за 25 тысяч евро, а потом хвастать об этом во всех соответствующих СМИ — это нехорошо, когда даже ветераны войны еще не получили положенного.
Кто вылечит Москву от понтов?
PRO
Виктория ВОЛОШИНА
«Если финансовый кризис ударит по вашему карману, что вы будете делать?» — задала вопрос ведущая одного гламурного телешоу своим гламурным гостям. Вопрос поверг их в шок, но одна из дам ответила на редкость разумно: «Сокращу расходы». Жаль, ведущая не спросила, на чем та будет экономить, но зато остался простор для фантазии.
Действительно, представим, что завсегдатаи бутиков в Третьяковском проезде и покупатели бриллиантовых ошейников для собачек начнут экономить. Как отреагирует на это понтовая инфраструктура?
Для начала разорятся бутики (некому будет втюхивать модные тряпки по цене в 5 номиналов), а на их месте откроются продовольственные, которых сегодня в центре днем с огнем не найдешь. ЦУМ из магазина-музея для избранных вновь станет нормальным универмагом.
Рестораторы снизят цены до среднеевропейских, и иностранцы не будут крутить у виска, увидев в меню московских кофеен чашку эспрессо по 300 рублей.
Строители и архитекторы в надежде хоть
На дорогах станет меньше неуместных для мегаполиса с его пробками джипов-комодов, а больше экономичных и экологичных машинок.
Огромные подмосковные дворцы придется разобрать на кирпичи — содержать такие домища по карману только людям с нетрудовыми доходами. Их место займут таунхаусы или минималистские особнячки.
Это если вкратце. А главное, кризис может помочь быстрее вымыть с рынка всю эту пену шальных денег, которая диктовала неоправданно высокие цены. Это бы пошло на пользу всем, в том числе и экономике.
CONTRA
Наталья ГРАНИНА
Замечательно, конечно, если кризис «излечит» Москву и москвичей от понтов. Если гламурные мальчики и девочки, которым богатые папы или другие спонсоры срежут в разы месячное финансирование, наконец поймут истинную цену денег. Тех, которые не берутся из тумбочки, а которые надо зарабатывать. А если уж не зарабатывать, то хотя бы не тратить так безоглядно и демонстративно, как сегодня, покупая столик в элитном ночном клубе за пять штук баксов или сумочку от… в ЦУМе за 150 тысяч рублей.
Но мне с трудом верится, что это чудо произойдет. Скорее всего, случится очередной кругообмен в природе. Разорятся одни нувориши, на смену им придут другие. Сегодня были одни понты — завтра возникнут новые. И чудовищное расслоение общества в столице, когда доходы 10 процентов самых богатых москвичей раз в 45 выше 10 процентов самых бедных (в Европе считается нормальной разница в 5—7 раз) сохранится. Недавно
Ведь кто на самом деле эти герои из анекдотов про галстуки, которые за углом дороже? Спекулянты-посредники, чиновники, не брезгующие взятками, нечистые на руку милиционеры, пожарные, санврачи. Как- то не верится, что они, испугавшись кризиса, снизят тарифы на поборы. Так что, скорее всего, от нынешних потрясений пострадают не те, кто делает деньги из воздуха, а представители того самого среднего класса, которые как раз знают цену деньгам, если их зарабатывать своими мозгами и руками. Но они и раньше не «понтили».
Юлия ИГНАТЬЕВА, Николай МОРОЗОВА