МВФ выделил $100 млрд для оперативного финансирования развивающихся экономик, но его ресурсов недостаточно. Фонду придется прибегать к помощи иностранных государств, например Китая. В результате влияние в МВФ перераспределится
Половину средств, которыми МВФ располагает для кредитования, — $100 млрд фонд выделил для кредитования экономик, пострадавших от финансового кризиса. Решения о выдаче кредитов будут приниматься максимально быстро. Новый механизм, о котором объявил МВФ, получил название Short-Term Liquidity Facility (STLF).
Помощь идет
ФРС США заключила с нацбанками Мексики, Южной Кореи, Бразилии и Сингапура соглашения о валютном свопе (на $30 млрд с каждым). Благодаря договору нацбанки получат долларовую ликвидность для кредитования коммерческих банков, это поможет им удержать местные валюты от падения. Ранее такие соглашения у ФРС были с нацбанками 10 развитых стран, при этом размер свопов с Европейским ЦБ, нацбанками Англии и Швейцарии неограниченный.
В рамках этого механизма деньги МВФ за считанные дни смогут получать страны, экономическая политика которых ранее имела позитивную оценку экономистов фонда. Чиновники МВФ уверены, что в лучшем случае на принятие решения им понадобится 72 часа. Кредиты будут выдаваться на трехмесячный срок, их максимальный размер будет равен пяти квотам страны в МВФ. В течение 12 месяцев страна будет иметь право брать такие кредиты в общей сложности трижды.
Важнейшее отличие нынешних экспресс-кредитов МВФ от обычного механизма — то, что их выдача не будет сопровождаться требованиями изменить экономическую политику. Обычно фонд сопровождает выделение кредитов условиями: серьезно ограничить госрасходы, ужесточить фискальную дисциплину. Эти требования делали МВФ непопулярным в развивающихся странах и ограничивали число желающих обратиться к фонду за кредитом.
«В особое время необходимы особые меры», — прокомментировал эти решения директор-распорядитель МВФ Доминик Стросс-Кан. Он отказался назвать страны, которые могут претендовать на кредиты. Но назвал одну, которая кредитов точно не получит, — это Аргентина. Причина в том, что МВФ на протяжении более чем года не проводил анализа состояния ее финансовой системы.
Выделение $100 млрд на краткосрочное финансирование заставляет экономистов сомневаться, надолго ли хватит фонду ресурсов. Ранее в рамках обычных процедур фонд согласился предоставить кредит в $16,5 млрд Украине, $16,1 млрд — Венгрии и $1 млрд — Исландии. Бывший главный экономист МВФ Саймон Джонсон полагает, что на рассмотрении в МВФ уже находятся запросы на кредиты примерно в $50 млрд. По данным FT, Белоруссия, претендующая на кредит МВФ в $2 млрд, уже заявила о готовности либерализовать свое законодательство об иностранных инвестициях и ослабить госконтроль над экономикой.
«Если бы у МВФ было $2 трлн, то, возможно, он и мог бы стать серьезным глобальным игроком», — считает Джонсон. По мнению другого бывшего главного экономиста МВФ, Кеннета Рогоффа, у фонда «достаточно средств для того, чтобы играть активную роль в помощи малым и бедным развивающимся странам», но недостаточно для того, чтобы спасти от кризиса такие крупные страны, как Бразилия, Аргентина и Турция.
Ресурсов фонда не хватит для того, чтобы справиться с нарастающими трудностями в развивающихся странах, написал в FT известный финансист Джордж Сорос. Действия властей США и Европы, фактически давших понять рынку, что не допустят более дефолта ни одного крупного банка, привели к бегству капитала с развивающихся рынков. Масштаб проблемы настолько велик, что программу помощи развивающимся странам должны возглавить сами США — ведь они стали причиной глобального финансового кризиса, полагает Сорос. США начали помогать развивающимся экономикам поддерживать курсы их валют (см. врез).
Помощь ФРС особенно важна для Южной Кореи — ее валюта в последнее время быстро падала, несмотря на золотовалютные резервы в $240 млрд. Проблема в значительной ($80 млрд) краткосрочной внешней задолженности банков и большого дефицита счета текущих операций ($4,7 млрд в августе). Решение ФРС помогло южнокорейской валюте вырасти на 14,2% — это наивысший рост за 11 лет. Соглашение с ФРС поможет укреплению корейской валюты и в долгосрочной перспективе, сказал экономист корейской инвесткомпании Goodmorning Shinhan Securities AFP.
Эти меры — начало реформы международной финансовой системы. О ее необходимости говорил вчера китайский премьер Вэнь Цзябао на встрече премьеров стран — членов Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) в Астане. А российский премьер Владимир Путин не только высказался о необходимости глобальной финансовой архитектуры, но и скромно отметил, что Россия способна «на деле обеспечить стабильность, процветание в мире и прогресс». Секретариат ШОС намерен проработать идею создания в рамках ШОС совместного «чрезвычайного фонда для преодоления последствий кризиса», говорит источник в российской делегации. Эту идею высказал представитель страны — наблюдателя ШОС монгольский премьер Санжийн Баяр.
Китай, обладающий крупнейшими в мире золотовалютными резервами (более $1,8 трлн), вчера впервые с начала нынешнего кризиса заявил о готовности совместно с МВФ участвовать в программах помощи странам, пострадавшим от кризиса. По словам представителя китайского МИДа Цзян Юй, Китай «готов сотрудничать с другими странами и международными организациями, включая МВФ, чтобы совместными усилиями добиться стабилизации финансовых рынков и обеспечить рост мировой экономики».
Учитывая продолжающийся рост золотовалютных резервов КНР, Китай мог бы без труда предоставить в распоряжение МВФ значительные ресурсы, добившись расширения влияния в фонде, считает Евгений Гавриленков из «Тройки диалог». Но центральную роль в международных усилиях по борьбе с кризисом должен играть все-таки МВФ, отметил министр финансов Великобритании Гордон Браун после вчерашних переговоров с канцлером Германии Ангелой Меркель.
Василий КАШИН, Надежда ИВАНИЦКАЯ