Обсуждение последствий вердикта по делу об убийстве в сентябре 2006 года первого зампреда ЦБ РФ закончилось вчера требованием стороны обвинения приговорить главного фигуранта дела банкира Алексея Френкеля к пожизненному лишению свободы. Такое наказание, по мнению обвинения, заслужил и стрелявший в Андрея Козлова Алексей Половинкин. Вместе с этим отец Андрея Козлова за потерю сына предъявил вчера иск к подсудимым на 10 млн руб. Защита же потребовала распустить коллегию присяжных, чтобы рассмотреть данное дело вновь.
Требования о сроках заключения гособвинители Гюльчахра Ибрагимова и Борис Локтионов заявили исходя из того, что 28 октября коллегия присяжных Мосгорсуда признала всех семерых фигурантов дела виновными в убийстве 13 сентября 2006 года первого зампреда Центробанка Андрея Козлова и его водителя Александра Семенова. Наиболее жесткое наказание гособвинение просило назначить бывшему председателю правления ВИП-банка Алексею Френкелю, заказавшему убийство господина Козлова, и стрелявшему в него Алексею Половинкину (он выпустил в первого зампреда ЦБ две пули, а в его водителя — одну). Оба, по мнению обвинителей, заслуживают пожизненного заключения. Господин Френкель, очевидно, предвидел подобный итог судебного разбирательства и, выступая 23 октября перед присяжными, говорил: «Представьте себе, что я сын олигарха. Представьте, что у меня вилла на Канарах и дача на Рублевке… Что занимаюсь какими-то аморальными делами. Представьте такое и скажите: это основание для того, чтобы признать человека виновным и вести человека на виселицу? Именно к этому они (гособвинители.— «Ъ») вас и призывают. Они хотят довершить вашими руками умышленное убийство!»
Для Максима Прогляды, который стрелял только в водителя Семенова, гособвинение попросило 25 лет лишения свободы. Посредники Лиана Аскерова и Борис Погоржевский, по мнению стороны обвинения, заслужили по 17 лет заключения. Водитель убийц Александр Белокопытов — 12 лет и признавшийся во всем посредник Богдан Погоржевский — 9 лет.
Вслед за стороной обвинения в суде выступил адвокат потерпевшей стороны Андрей Портнов, который от имени отца Андрея Козлова, также Андрея, подал исковое требование о возмещении подсудимыми морального и материального ущерба на 10 млн руб. Такой размер ущерба, по словам адвоката Портнова, Козлов-старший мотивировал тем, что «Андрей фактически содержал отца, у которого очень плохое состояние здоровья и он был вынужден переехать в другой город по медицинским показаниям». Однако насколько и в каком объеме иск потерпевших к подсудимым будет удовлетворен, выяснится только во время оглашения приговора.
Адвокат Лианы Аскеровой Каринэ Гарибян попыталась возразить заявленному иску, заявив, что подобного рода исковые требования вносятся либо в начале судебного разбирательства, либо в ходе прений сторон. Однако на ее возражения председательствующая Наталья Олихвер внимания не обратила.
Вслед за госпожой Гарибян о последствиях вердикта высказались и остальные адвокаты. По словам адвоката Алексея Половинкина Александра Чернова, защита единодушно заявила, что предложенное подсудимым наказание «несоизмеримо совершенному преступлению с учетом представленных обеими сторонами доказательств». Вместе с этим адвокат Александра Белокопытова Юрий Ельмишев попросил суд полностью оправдать его подзащитного исходя из того, что одно из обвинений, в хранении оружия, с него было снято, а присяжные сочли его заслуживающим снисхождения. Однако единственное мнение, в котором сошлись адвокаты и которое единогласно огласили, это необходимость роспуска присяжных заседателей
Сегодня в Мосгорсуде подсудимые вновь получат возможность выступить с последним словом, но на этот раз не перед присяжными, а перед председательствовавшей на процессе Натальей Олихвер. Однако банкир Алексей Френкель, перед тем как вернуться в СИЗО, все же успел заявить суду: «Я не тот человек, который способен кого-то застрелить или заказать!»
«Любой приговор на основании данного вердикта мы считаем незаконным»,— сказал бывший адвокат господина Френкеля Руслан Коблев. По его словам, защита уже готовит обращение в Европейский суд по правам человека.
Юрий СЕНАТОРОВ