Россияне почувствовали кризис. Они готовятся экономить — в первую очередь на развлечениях и технике, выяснили эксперты Nielsen.
Почти 50% россиян, опрошенных в ходе очередного онлайн-исследования Nielsen, уверены, что экономика страны находится в рецессии, при этом 42% из них не ждут положительных изменений в ближайшем будущем. За полгода число пессимистов выросло в полтора раза — в мае в кризис верили только 34% российских респондентов. Зато 31% участников исследования ожидают, что в ближайшие 12 месяцев экономическая ситуация улучшится, а остальные не знают, как оценить происходящее. По сравнению с жителями западных стран российских потребителей можно считать оптимистами. В целом по миру 63% потребителей уверены, что их страна переживает экономический спад, и лишь 18% надеются, что за год ситуация изменится к лучшему.
Процент благополучия
67%
россиян, участвовавших в исследовании Nielsen, в октябре 2008 г. охарактеризовали состояние своих финансов как «хорошее или отличное»
62%
респондентов
в среднем по миру оценивают свое финансовое положение как «не слишком хорошее или плохое»
В ходе очередной волны онлайн-исследования, проводящегося ежегодно весной и осенью, Nielsen опросила свыше 26 000 пользователей в 52 странах мира.
Российский потребительский рынок — один из немногих, сохраняющих стабильность, считает Михалис Кристу, региональный директор Nielsen в Северо-Восточной Европе. По данным Nielsen, пока в России структура потребительских расходов существенно не изменилась, но россияне уже задумались, на чем они смогут сэкономить в случае проблем со средствами. У иностранцев самый популярный способ сэкономить — сократить затраты на одежду, а также на оплату газа и электроэнергии (об этом заявили по 49% респондентов). В России тратить меньше на энергоносители собираются только 14% опрошенных. Самая большая доля российских респондентов — 56% — готова снизить расходы на развлечения вне дома. В целом по миру сократить траты на это готовы только 47%. Второе, что будут делать россияне, — откладывать обновление техники: компьютеров, телефонов и т. д. (48% респондентов). Еще более 40% россиян готовы меньше тратить на одежду и замену «крупных бытовых предметов» (мебели, техники). В мире остаться без новой техники или мебели готовы соответственно лишь 40% и 33% опрошенных. В чем иностранные и российские респонденты расходятся радикально, так это во взгляде на необходимость автомобиля: в случае проблем с финансами реже пользоваться машиной собираются 34% иностранцев и лишь 17% россиян. Меньше потребителей в стране готовы перейти на более дешевые продукты питания — только 20%, тогда как в целом по миру это собираются сделать 36% опрошенных.
Российские ритейлеры и компании сферы услуг падения спроса не прогнозируют. «Мы не чувствуем никаких изменений, падения продаж не наблюдается», — уверяет представитель компании Inditex Russia (Zara, Massimo Dutti, Bershka, Stradivarius) Ангелина Семенюк. Не заметно, чтобы покупатели стали экономить на технике, вторит Илья Новохатский, пресс-секретарь сети «Эльдорадо». Продажи сети в октябре по сравнению с сентябрем выросли на 25%, указывает он. А, например, спрос на дорогие плоскопанельные телевизоры (ценой от 25 000 руб.) увеличился на 30%. Кризис даже повысил спрос на бытовую технику: часть россиян решила тратить на ее покупку свободные деньги, уверяет Надежда Сенюк, директор по связям с общественностью сети «Техносила». Выручка компании растет от месяца к месяцу, например прирост октября к сентябрю составит 9—12%, уверяет она.
Повлиял ли кризис на посещаемость кинотеатров, пока не ясно, говорит Сергей Некрасов, заместитель главного редактора журнала «Кинобизнес сегодня». Объем киносборов сильно зависит от качества картин, ищущих в прокате, поэтому пока статистика неоднородная. Например, сборы за последний уикенд (23—26 октября) упали на 18,5% по сравнению с предыдущим. А вот в выходные 9—12 октября, когда в прокат вышел фильм «Адмирал», сборы были на 66,5% выше, чем неделей ранее. Как повлияет кризис на кинопрокат, станет ясно уже после праздников — вчера в прокат вышел потенциальный хит «Мадагаскар-2» и, если он принесет низкие сборы, это будет свидетельствовать о проблемах в индустрии, считает Некрасов.
«В кризис люди не перестанут инвестировать в себя, ходить в кино и в рестораны», — надеется Михаил Зельман, совладелец компании «Арпиком» (сети «Гудман», «Колбасофф»). Но есть ощущение, что средний чек снижается, признает ресторатор, уточняя, что статистика будет только в конце года. В любом случае сейчас люди подходят серьезнее к выбору развлекательного заведения, добавляет он.
Елена ВИНОГРАДОВА, Татьяна РОМАНОВА