Алмазодобывающей компании АЛРОСА пока не удалось продать свой кэптивный МАК-банк, несмотря на уже достигнутые договоренности с банком РОСТ. По данным «Ъ», сделку не согласовал ЦБ. Обычно покупатели объективно оценивают свои шансы на одобрение ЦБ еще на этапе переговоров, поэтому такая ситуация — редкость для рынка, отмечают эксперты. Теперь на банк наряду с небольшим якутским банком претендует Игорь Ким.
Как стало известно «Ъ», сделка по покупке якутского МАК-банка, подконтрольного компании АЛРОСА, так и не состоялась. «Сделка сорвалась — ЦБ ее не согласовал»,— отметил один из источников «Ъ», знакомый с ситуацией. По словам другого собеседника «Ъ», также знакомого с ходом сделки, РОСТ не смог обеспечить получение разрешения ЦБ в отведенные условиями конкурса сроки. В РОСТ-банке это комментировать отказались. «Сделка отложена на неопределенный срок, не исключено, что к концу года мы вернемся к ее обсуждению, помимо прочего, у нас есть условие, по которому мы пока не смогли договориться с АЛРОСА»,— уточнил предправления банка Артем Хенкин. В АЛРОСА от комментариев отказались.
Продать МАК-банк — один из непрофильных активов — АЛРОСА пытается с июля прошлого года. Однако этому долгое время мешало фактическое отсутствие у компании контроля над ним из-за особенностей его устава, согласно которому каждый участник банка владел одним голосом вне зависимости от размера своей доли. Весной 2014 года из капитала банка вышли собственники, несогласные с намерением АЛРОСА продать банк, и устав был отредактирован таким образом, чтобы контроль перешел к АЛРОСА. Летом этого года компания провела открытый аукцион по продаже своей доли (84,66%) за 414 млн руб. с условием размещения в МАК-банке долгосрочного депозита не менее 2 млрд руб. Победителем стал банк РОСТ, подконтрольный бизнесмену Олегу Карчеву, активно скупающему региональные банки.
Причины отказа ЦБ в согласовании сделки до конца не ясны. Там не комментируют действующие банки. По словам одного из собеседников «Ъ», РОСТ сейчас входит в третью группу финансовой устойчивости, представителям которой ЦБ не согласовывает сделки M&A в принципе. Из-за этого, в частности, некоторые банки РОСТ покупает не на себя, а на своих акционеров, согласовывать которых при доле меньше 10% с ЦБ не надо. Например, присоединяемый сейчас к банку РОСТ Уралприватбанк принадлежит сразу десяти юрлицам с долями 9,9%, в числе которых и акционеры банка РОСТ. Структурировать сделку по покупке МАК-банка, раздробив долю на множество мелких, до 10%, судя по всему, было невозможно. Как следует из условий тендера АЛРОСА (размещен на ее сайте), одно из них — гарантия от участника, что в случае победы он обеспечит получение согласия ЦБ в течение 45 дней (истекли в середине августа). В противном случае, договор заключен быть не может. «Сам по себе отказ ЦБ в согласовании сделки выглядит странно, обычно покупатели заранее оценивают свои шансы на получение согласия. Если бы они понимали, что к ним могут быть вопросы по регуляторным моментам, скорее всего дело не дошло бы и до согласования,— считает гендиректор АКГ »Финэкспертиза« Агван Микаелян.— Скорее всего у регулятора могли быть какие-то другие причины не одобрять сделку, помимо отнесения банка к той или иной группе финансовой устойчивости». Не исключено, что продаже банка препятствовала третья сторона, например руководство банка, если оно не поддерживает продажу данному конкретному покупателю, считает он. В МАК-банке вчера не ответили на запрос «Ъ».
В такой ситуации с начала сентября АЛРОСА вернулась к поиску других претендентов — на тех же условиях, что и с банком РОСТ. По сведениям «Ъ», потенциальных покупателей двое. Один из них — Алмазэргиэнбанк (АЭБ, г. Якутск), подконтрольный Минимущества Якутии, и Экспобанк Игоря Кима. В обоих банках от комментариев отказались.
Ольга ШЕСТОПАЛ, Анатолий ДЖУМАЙЛО