Двукратное увеличение объемов помощи бедным странам не приведет к большим потерям для российского бюджета, заявил замминистра финансов Дмитрий Панкин. Он подчеркнул, что раз Россия хочет занять достойное место в мировой финансовой системе, за это надо платить. «Мы позиционируем себя как страну, которая выросла из статуса реципиента. Мы сами в состоянии профинансировать расходы, а сэкономленные средства за счет того, что РФ покрыла свои расходы, могут быть использованы в беднейших регионах Азии и Африки», — сказал он.
Если в 2003—2005 годах объем ежегодной помощи РФ развивающимся странам составлял 50—60 миллионов долларов, то в 2007—2008 годах сумма увеличилась до 210—220 миллионов, отметил Панкин. «Мы будем выполнять все обязательства, которые Российская Федерация взяла на себя», — сказал он, отметив, что выделяемых средств достаточно для решения тех задач и целей, которые ставит перед собой РФ. Причем, добавил он, эти средства не приведут к большим потерям для российского бюджета и не скажутся негативно на финансовом состоянии страны. А финансирование проектов помощи развивающимся странам очень важно для России как для участника «большой восьмерки», чтобы Россия могла иметь активный голос при обсуждении вопросов формирования мировой финансовой системы и системы безопасности. «Мы хотим, чтобы нас слышали и наше мнение принималось во внимание», — сказал Д. Панкин и добавил, что США выделяют на эти цели около 10 миллиардов в год.
Россия при финансировании программ помощи развивающимся странам преследует три цели: это борьба с распространением инфекционных заболеваний, борьба с энергетической бедностью, а также повышение кадрового потенциала и системы образования в развивающихся странах. Совместно со Всемирным банком Россия работает по программе повышения качества образования в развивающихся странах, что предусматривает выделение в 2008—2012 годах около 51 миллиона долларов. Кроме того, Россия финансирует программы по повышению уровня финансовой грамотности населения. В области здравоохранения в текущем году самые масштабные расходы были связаны с отказом страны от статуса реципиента в глобальном фонде по борьбе с СПИДом, туберкулезом и малярией и компенсацией фонду расходов на реализацию проектов на территории России — около 46 миллионов долларов.
Одним из основных элементов участия помощи развитию «третьих» стран — это поддержка российских компаний в освоении внешних рынков. Выход российских финансовых институтов на рынки в другие страны, пояснил замглавы МИДа Александр Яковенко, помогает развитию финансово-экономического сотрудничества и расширяет влияние страны. С ним согласился постоянный представитель Всемирного банка в России Клаус Роланд, заявив, что участие России в программах помощи развитию благоприятно скажется на освоении других стран отечественным бизнесом. «По мере того как Россия будет оказывать содействие бедным странам мира, это будет закладывать базу для начала работы коммерческих структур», — отметил он.
Татьяна КОНИЩЕВА