Более 70% россиян за три месяца начали экономить на еде и товарах первой необходимости. Таковы данные опроса, проведенного «Левада-центром». В торговых сетях подтверждают: средняя стоимость чека сократилась как минимум на треть, а
Конечно, инфляция тоже дает о себе знать. Только за последний год, по информации Росстата, средняя стоимость минимального продуктового набора россиян выросла на 17,5%, а в нынешнем январе — уже на 2%. Рост цен на продукты сильно обогнал общую инфляцию, но все же не до такой степени, чтобы столько россиян отказали себе во «вкусненьком».
Еще недавно со слов социологов «Известия» писали о том, что на Новый год россияне погуляли как в последний раз (см. номер за 22.01) — не пожалели денег на новогодний стол, крупно потратились на подарки родным и близким. «Шиканули» — и хватит.
Достаточно зайти в любой крупный супермаркет, чтобы понять — народ стал считать деньги. В отделах кулинарии покупателей днем с огнем не сыщешь.
Желающих приобрести готовый салат стоимостью 20 рублей за 100 г резко поубавилось. И не мудрено — можно ведь, купив все ингредиенты, приготовить такой же салат дома, и стоить он будет минимум раза в два дешевле.
— Изменение потребительского спроса на некоторые виды продуктов питания мы наблюдаем еще с сентября прошлого года, когда начались сокращения рабочих мест, снижение зарплат, — рассказывает управляющий партнер сетей «Гастрономчикъ» и «Марка» Дмитрий Потапенко. — Граждане стали намного меньше покупать «свежака» — фруктов, овощей, парного мяса. Предпочтение теперь отдается более дешевым замороженным продуктам. Очень показательны продажи молока, теперь высокой популярностью стало пользоваться недорогое молоко с низким содержанием жира или вовсе обезжиренное.
Экономный российский покупатель обходит теперь стороной прилавки с дорогими итальянскими макаронами, предпочитая взять пусть не такие красивые, но более дешевые отечественные. Резко охладели граждане к замороженным креветкам, мидиям, морским коктейлям и прочим заморским яствам. Да что там креветки. Зачастую вместо хорошего куска свинины покупается курица. Все-таки мясо, пусть и диетическое.
Считать деньги стали не только граждане с низким или средним достатком. По радио один крупный бизнесмен на днях рассказывал, что перестал покупать чай и кофе для сотрудников в офис. Перед бюджетным магазином «Копейка» теперь все чаще тормозят «Лексусы» и «Мерседесы». «Пройти нельзя», — ругаются старушки-завсегдатайши.
— Мы сейчас видим значительный «дрейф» покупательского спроса из высокого ценового сегмента, — рассказывает председатель совета директоров ГК «Виктория» (сети «Виктория», «Квартал», «Дешево») Николай Власенко. — Зачастую это импортные товары, которые значительно подорожали за последний месяц. Но «проседания» в выручке мы не видим. Люди не стали покупать меньше продуктов, они стали выбирать более дешевые, отечественные.
Ритейлеры уже давно заметили, что на одних дорогих продуктах и напитках далеко не уедешь. А уж тем более сейчас, в кризис. На днях сеть универсамов «АБК» объявила о появлении «корзинки-экономки» — большого количества дешевых товаров, изготовленных в российских регионах и не имеющих «раскрученных» федеральных брендов. В цену таких продуктов не заложена ни реклама, ни маркетинговая поддержка, ни престижная упаковка.
Неужели деньги резко кончились?
«У меня деньги появляются только в кризис», — сказала на днях коллега. Может, это и неплохо — иметь свою собственную подушку безопасности?
Татьяна ТЕРНОВСКАЯ