Россия не переживет нынешний кризис без решительного изменения экономической модели, и основой перемен должна стать переориентация на рублевые источники финансирования и внутренний рынок сбыта, полагает миллиардер Олег Дерипаска.
Кризис лишил Дерипаску первого места в списке российских богачей, а его обширная бизнес-империя сейчас договаривается о самой масштабной в новейшей истории российского бизнеса реструктуризации долгов. Дерипаска уверен, что пересидеть кризис и вернуться к прежней модели развития уже не получится.
«Мы должны меняться, кризис же в мозгах», — сказал Дерипаска на брифинге в Москве.
«Мы привыкли к простой и достаточно банальной схеме решения проблем: нужны деньги — занимаем на Западе, хотим заработать — идем в сырьевой сектор,
Дерипаска уверен, что России пора слезать с импортной иглы, замещать привозные товары отечественными, а зарубежные источники финансирования — внутренними, в национальной валюте.
«Основной результат этого кризиса в том, что нужно менять модель и смену источников для развития. Если раньше такими источниками были внешние заимствования плюс прибыль, которая возникает при реализации наших ресурсов, теперь можно смело сказать, что следующие семь лет об этих источниках можно забыть. Соответственно, единственным источником является внутренний рынок и спрос», — сказал Дерипаска.
Он привел в пример более чем десятикратный рост импорта за последнее десятилетие до $270 миллиардов в прошлом году.
«Это тот потенциал, который мы отдали и не приложили достаточно усилий для того, чтобы его удовлетворить, — сказал он. — Единственный шанс выйти из кризиса — начать удовлетворять внутренний спрос эффективно».
Дайте рублей
Дерипаска воздержался от прямых советов властям, но прозрачно намекнул на необходимость ослабления денежно- кредитной политики и наполнения экономики дешевыми и длинными рублевыми ресурсами.
«Надо думать, как сделать рубль более надежным источником для инвестиций, а не только инструментом для удобной конвертации, ведь на ближайшие семь лет основным источником прибыли для нас всех будет внутренний рынок. Его наличие (рубля), стоимость и срочность — вот основные критерии», — сказал Дерипаска.
«Очень расстраивает, что мы сейчас рубль превращаем в механизм перевода выручки в валюту», — добавил он.
ЦБ в последнее время лишь поднимает ставки в попытке снизить давление на национальную валюту на фоне девальвации рубля и обуздать инфляционные ожидания. Дерипаска не склонен переоценивать риски для ценовой стабильности, поскольку считает их структурными, а не монетарными.
«Инфляция у нас не
«Нельзя упираться в курс как основной результат кредитно- денежной политики… Для нас важнее рубль и его надежность. И его ценность не может определяться в настоящий момент только лишь соотношением между рублем и долларом между рублем и евро. Сегодняшняя ситуация может фундаментально подорвать и стоимость этих валют (доллара и евро). Поэтому еще не известно, какой эффект будет от антикризисных мер, принятых в Америке и Европе».
Кризис лишил Дерипаску опорного банка его бизнес-империи. Теперь он невысокого мнения о частных банках в России и рассчитывает, что государство возьмет на себя функцию наполнения экономики длинными рублевыми ресурсами через госбанки.
«Нужно привести в порядок банковскую систему, которой катастрофически не хватает капитала. Нет его в частном секторе — надо делать государственные банки», — сказал он.
«Если сейчас посмотреть, кредитуют экономику только госбанки — ВТБ, ВЭБ и Россельхозбанк. Не хватает капитала — значит, нужно его дать. Но дать его банкам, которые хотят ограбить своего клиента, с кем он зарабатывал последние восемь лет, — это неправильно», — сказал Дерипаска.
Полина ДЕВИТТ