Обсуждения параметров нового бюджета-2009 в течение месяца пока не привели к результату: вчера глава Минэкономики Эльвира Набиуллина пояснила лишь, что правительство сходится на размере дефицита бюджета в 8% ВВП. По данным источников «Ъ» в правительстве, новый ориентир сокращения расходов министерств — 30% от общих расходов или около половины плановых инвестрасходов 2009 года. Пока на такое сокращение готов лишь Минтранс. Большинство ведомств готовы к секвестру на 15% своих бюджетов, и даже временная замена Игоря Шувалова на Виктора Зубкова в торгах за бюджет мало что изменила.
Вчера глава Минэкономики Эльвира Набиуллина назвала планируемый размер дефицита бюджета-2009 — он составит 8% ВВП. Министр уточнила, что эта цифра учитывает «предоставление субординированных кредитов субъектам экономики, которые впоследствии будут возвращены». Она считает, что «реальный дефицит будет меньше». Как сообщили «Ъ» источники в правительстве, предельный размер дефицита — единственный параметр, по которому удалось договориться в Белом доме. Напомним, ранее рассматривался вопрос о возможности дефицита на уровне 9—10% ВВП, а на заседании президиума Госсовета президент Дмитрий Медведев заявил, что споры вокруг «процента дефицита бюджета» (около 400 млрд руб.) непринципиальны. Как сообщил «Ъ» источник в правительстве, знакомый с бюджетным процессом, реальный дефицит доходов бюджета от планов 2008 года оценивается в 2,5 трлн руб. при расходах резервного фонда в 2009 году в 1 трлн руб.
Исходя из цифр Минэкономики, дефицит в 8% ВВП при плановом сокращении реального ВВП на 2,2% и индексе-дефляторе ВВП в 13,2—13,3% соответствует номинальному ВВП в 43,5 трлн руб. Напомним, что бюджет-2009, утвержденный осенью 2008 года, рассчитывался исходя из прогнозной цены на нефть Urals $95 с доходами 10,9 трлн руб.— расчеты «Ъ» по данным Минэкономики позволяют оценить прогнозные доходы бюджета в 2009 году в этой конструкции в 6,5 трлн руб., или падение доходов на 40,3%. Отметим, эту цифру можно охарактеризовать как ультраконсервативную с учетом того, что девальвация рубля на 40% с ноября 2008 года увеличит рублевые доходы бюджета от экспорта нефти и газа (порядка 55% доходной части старого бюджета-2009): по февральским оценкам «Ренессанс Капитала», доходы даже в консервативном случае не будут менее 6,9 трлн руб. Отметим, даже с учетом падения долларового экспорта РФ рублевые доходы бюджета от него в январе ($20,3 млрд) будут явно не ниже декабрьских $23,9 млрд.
Впрочем, наличие нескольких сотен миллиардов «скрытых» резервов (с учетом средств госкорпораций — до 1 трлн руб.) все равно делают необходимым сокращение несоциальной части бюджета более чем на 25% (28% — по расчетам «Ъ»). Источники в Белом доме вчера оценивали потребность в сокращении текущих расходов в 30%, что при расчете «социальных» расходов бюджета в 55—60% от общей суммы расходов (около 4 трлн руб.) предполагает секвестр «инвестиционной» части минимум вдвое.
В начале 2009 года правительство уже предприняло попытку произвести сокращение инвестиционных расходов на 15%, но до изменения закона о бюджете дело не дошло. На цифру в 15% ведомства опираются и сейчас. Так, глава Минрегионразвития Виктор Басаргин вчера сообщил: «Пока у нас (ожидаемые сокращения инвестрасходов.— «Ъ») 15%, как у всех. У нас в основном защищенные статьи — Олимпиада, АТЭС». Глава Минздравсоцразвития Татьяна Голикова вчера пояснила, что сокращение не коснется нацпроекта «Здоровье», но финансирование может быть растянуто во времени: например, сдвигаются сроки ввода в эксплуатацию 14 высокотехнологичных центров медпомощи, каждый из которых обойдется бюджету в 1,2 млрд руб. Провести 30% сокращения общих расходов согласились только в Минтрансе: вчера заместитель главы ведомства Александр Мишарин сказал, что по его министерству сокращение расходов составит «около 30% и коснется как текущих расходов, так и инвестпроектов», в частности, строительства дорог, «в основном сокращение пройдет по новым проектам».
Торги по бюджету не смогла завершить даже смена старшего переговорщика на них. Вчера пресс-секретарь правительства Дмитрий Песков подтвердил, что на прошлой неделе в Белом доме прошла серия рабочих встреч по согласованию смет отдельных федеральных органов исполнительной власти, объемов расходов на реализацию конкретных программ и проектов под руководством первого вице-премьера Виктора Зубкова, который ранее этими проблемами не занимался. При этом в работе не принимал участия первый вице-премьер Игорь Шувалов, непосредственно курирующий в Белом доме бюджетный процесс. Как сообщили «Ъ» в правительстве, на прошлой неделе господин Шувалов был направлен в срочную командировку на Дальний Восток, после чего заболел. Участники консультаций у Виктора Зубкова неофициально сообщили «Ъ» о выявленных «методологических» проблемах сокращения бюджета — по их словам, Виктор Зубков высказался против масштабного сокращения инвестрасходов министерства. Но в этом случае правительству пришлось бы пойти на сокращение уже обещанных антикризисных расходов, в том числе и социальных.
В субботу, 21 февраля, вопросы бюджета утрясались уже у премьер-министра Владимира Путина — помимо прочего там обсуждались и проблемы бюджетов внебюджетных фондов на 2009 год, которые, напомним, конкурируют с промышленностью и банковской сферой за дополнительное финансирование в 2009 году. Конечного решения не было выработано и там. Вчера на работу вышел Игорь Шувалов, немедленно проведя заседание правительственной комиссии по обеспечению устойчивости российской экономики. Впрочем, до обсуждения бюджета напрямую там не дошло — обсуждались проблемы электроэнергетики, потребление в которой падает прямо пропорционально снижению промпроизводства. Впрочем, параметры инвестпрограмм ОГК, ТГК, «Газпрома» и других крупных игроков энергетики все же напрямую влияют на показатели бюджета и на бюджетный прогноз.
Вчера вице-премьер Александр Жуков сообщил, что Минфин внесет в правительство проект обновленного бюджета-2009 «на следующей неделе». «Ъ» продолжает следить за развитием событий.
Петр НЕТРЕБА, Дмитрий БУТРИН