Депутаты из экономических и финансовых комитетов Госдумы считают, что однолетний бюджет является более гибким, чем трехлетний, и позволит более оперативно реагировать на быстро меняющуюся в условиях мирового финансового кризиса экономическую конъюнктуру.
Вице-премьер, министр финансов РФ Алексей Кудрин во вторник заявил, что правительство РФ намерено временно отказаться от трехлетнего бюджетного планирования. Бюджет 2009 года будет однолетним (изначально он планировался на 2009—2011 годы), а затем, с 2010 года, власти снова вернутся к трехлетнему бюджету.
Трехлетний бюджет не спланировать
Член комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков считает правильным переход с трехлетнего бюджетного планирования на однолетнее. «Это правильно, поскольку ситуация сейчас стремительно меняется, и даже годовой бюджет приходится постоянно перекраивать, а трехлетний бюджет спланировать практически невозможно», — сказала Аксаков РИА Новости.
В частности, указал он, бюджет привязан к ценам на нефть, которые очень сильно колеблются, что затрудняет планирование.
Аксаков считает, что резервный фонд нужно очень аккуратно тратить на закрытие дефицита бюджета, поскольку неизвестно, сколько времени может продлиться кризис, и всегда нужно иметь определенный запас средств на непредвиденный случай.
«Никто не знает, кризис может продлиться и пять лет, и ситуация будет более сложная, чем те прогнозы, которые озвучивались последнее время, и всегда нужно иметь резерв, который позволил бы осуществлять маневр в целях социальной защиты населения», — сказал он.
«Это нужно делать рачительно, аккуратно и не тратить его (резервный фонд) так сильно, как, может быть, предлагается», — добавил депутат.
Кудрин заявлял, что резервного фонда РФ полностью хватит на 2,5 года, а дефицит бюджета 2011 года будет наполовину покрыт за счет заимствований.
Аксаков высказался за перераспределение некоторых статей бюджетных расходов. «Саммит АТЭС можно было бы провести в Петербурге и перераспределить средства на другие цели, например, на строительство инфраструктуры», — считает, в частности, депутат.
Саммит АТЭС должен пройти в 2012 году во Владивостоке.
Мобильный бюджет
Председатель комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству Евгений Федоров также полагает, что однолетний бюджет больше подходит к кризисным условиям. Вместе с тем, по мнению депутата, самой эффективной антикризисной мерой был бы переход от сырьевой к инновационной экономике, а не изменение горизонтов бюджетного планирования.
«Главная антикризисная мера — это изменить правила функционирования экономики, то есть перейти от экономики сырьевого типа к экономике высокой добавленной стоимости, а еще лучше — к экономике инновационного типа. Собственно от денег этот вопрос вообще не зависит», — сказал Федоров РИА Новости.
По его словам, в обычных, нормальных условиях реформировать экономику значительно легче. «Но в условиях кризиса обстоятельства вынуждают нас отказаться от трехлетнего планирования и вернуться к однолетнему планированию, поскольку оно более мобильно в условиях быстро меняющейся обстановки, которая присуща кризису. Это в чистом виде антикризисная мера», — сказал депутат.
По его словам, вернуться к долгосрочному планированию можно будет с завершением кризиса.
Де-факто сроки уже изменились
По мнению члена комитета Госдумы по финансовому рынку Павела Медведева, страна уже фактически перешла с трехлетнего даже не к однолетнему, а более короткому периоду бюджетного планирования.
«Мы вынуждены на ходу менять бюджет текущий, это мы
Он считает, что в условиях кризиса произойдет отказ от долгосрочных планов, проектов, которые явно не уложатся в один год. Вместе с тем, отметил Медведев, есть и стратегические проекты, как, например, олимпийское строительство в Сочи, от которых государство не откажется.
Как заявлял Кудрин, несмотря на признание утратившими силу бюджетов 2010 и 2011 годов, заключенные в их рамках долгосрочные контракты и инвестиционные проекты не будут отменены.
Заимствования: главное не перебрать
Федоров полагает, что небольшие заимствования не будут тяжелы для экономики РФ. Вместе с тем, по его мнению, занимать нужно в хороших конъюнктурных условиях — например, когда у страны высокий рейтинг, позволяющий получить дешевые кредиты.
«Я думаю, что именно на это ориентируются в министерстве финансов. Сейчас условия заимствования неправильные, но через полгода, через год, когда изменится система мировых рейтингов, а она обязательно изменится, потому что все понимают, что она устарела, мы вполне можем обратиться к заимствованиям, это нормальный инструмент», — сказал он.
Мировые рейтинговые агентства за последние несколько месяцев снизили суверенные рейтинги и прогнозы по рейтингам России. Тем не менее, рейтинги РФ пока остаются на инвестиционном уровне.
S&P еще в сентябре прошлого года изменило прогноз рейтинга РФ с «позитивного» на «стабильный», а в конце октября — со «стабильного» на «негативный», однако сам рейтинг пока не меняло — он остается на уровне «ВВВ». Moodys в декабре 2008 года снизило прогноз ключевых рейтингов РФ до «стабильного» с «позитивного», оставив сами рейтинги на уровне «Ваа1». Fitch в феврале текущего года снизило долгосрочный рейтинг России до уровня «ВВВ» с «ВВВ+», прогноз по рейтингам — «негативный».
Со своей стороны, Аксаков также высказался за привлечение заимствований. «Я, может быть, уже сейчас использовал такой механизм, как привлечение заимствований за счет государственного долга, за счет выпуска облигаций», — сказал депутат, отметив, что госдолг РФ сейчас очень мал.
Медведев, в свою очередь, считает, что государство может использовать заимствования для покрытия дефицита бюджета, однако этот инструмент должен использоваться в меру.
«Все зависит от объема заимствований. Когда в 1995 году начал быстро увеличиваться объем заимствований на рынке, стало достаточно быстро понятно, что это кончится катастрофой. В 96 году стало понятно, что мы перебрали», — сказал Медведев.
По его мнению, если не выходить за пределы разумного, то заимствования являются чрезвычайно полезной и органичной частью финансовой жизни страны.