В прошлом году рынок лизинга быстро вырос, вновь продемонстрировав сильную сезонность и зависимость от крупнейших сегментов. В 2017 году рост авиа- и железнодорожного сегментов сменится стагнацией, а рынок в целом ожидает заметное снижение темпов прироста. На этом фоне начнется внедрение реформы, направленной на повышение устойчивости лизингодателей.
Скорое восстановление
Рынок лизинга в 2016 году быстро восстанавливался, достигнув уровня 2014 года и обогнав все прогнозы. Столь высокой динамики не прогнозировал никто из участников рынка — двузначные темпы роста отсутствовали на рынке с 2011 года. В прошлом году на рынке вновь проявились ярко выраженная сезонность (успешный IV квартал) и зависимость от капиталоемких сегментов. Доля IV квартала в сумме новых договоров лизинга составила около 40%, преимущественно благодаря резкому росту крупных сегментов — железнодорожной и авиатехники.
Сегменты автотехники (грузовой и легковой) росли также достаточно высокими темпами, но более равномерно в течение года. Значительную поддержку автосегменту оказала госпрограмма субсидирования покупок грузового и коммерческого транспорта.
В структуре лизингового портфеля на конец 2016 года сегменты автотехники суммарно занимали около 15% (ввиду быстрой амортизации этой группы имущества доля в портфеле обычно ниже доли в новых сделках), а сегменты железнодорожной техники, авиатехники и водной техники — до 65% (рис. 1).
На пороге консолидации
В 2016 году родилась и стала активно развиваться идея регулятора (Банк России) включить лизинговую отрасль в контур финансового надзора в той или иной форме. Один из вариантов «мягкого» регулирования — взаимодействие между регулятором и участниками рынка через создание саморегулируемых организаций лизинговых компаний. СРО, с одной стороны, будет контролировать своих членов, с другой — отчитываться перед регулятором.
Реформа лизингового рынка помимо введения СРО предполагает новые требования к отчетности компаний, риск-менеджменту и корпоративному управлению, а также к капиталу. На текущий момент проект требований к лизингодателям предполагает наличие собственных средств в размере не менее 70 млн рублей к началу 2020 года для универсальных компаний и 20 млн рублей для компаний, работающих только с МСБ. Основываясь на результатах анкетирования и данных открытых источников, мы оцениваем, что из сотни активных рыночных лизинговых компаний около 60–70 уже имеют достаточно средств для удовлетворения максимальным требованиям (структуру капитала и методику расчета собственных средств в данном случае не рассматриваем). Еще 20–25 компаний имеют капитал, достаточный для работы только с МСБ, а для соответствия уровню универсальной компании им может потребоваться суммарно до 500 млн рублей дополнительных вливаний (по состоянию на конец 2016 года). По нашей оценке при условии сохранения уровня прибыли 2016 года в течение трех лет такие компании могут заработать 300–350 млн рублей чистой прибыли, в этом случае недостающая до максимальных требований сумма составит около 150 млн рублей.
Оценить размер собственных средств всех действующих российских юридических лиц, имеющих в своем названии слово «лизинг» (около 2 тыс. согласно ЕГРЮЛ, за вычетом прекративших деятельность), не представляется возможным. Большинство из них имеют минимальный уставный капитал — 10 тыс. рублей, однако есть и непубличные компании, имеющие капитал в десятки миллионов рублей.
Большинство участников рынка (из числа регулярно принимающих участие в исследованиях отрасли) все еще негативно относятся к идее введения норматива достаточности капитала, однако растет доля тех компаний, которые согласны с целесообразностью введения нормативов ликвидности и максимального размера риска на одного клиента (группу связанных клиентов). Стоит отметить, что требование минимального размера капитала, хотя и отсекает потенциально часть компаний от деятельности, не является аналогом требования достаточности капитала (в банковском понимании) и оставляет больше свободы действий компаниям, которые уже имеют требуемый минимальный капитал.
После завершения реформирования отрасли из нее может уйти до 70–80% юридических лиц, так или иначе связанных с лизинговыми операциями (исходя из оценки общего числа таких юрлиц на уровне около 2000). Прозрачность деятельности оставшихся и достоверность статистической информации о лизинговых операциях в России существенно повысятся. В течение ближайших трех лет к сотне традиционно открытых рыночных лизингодателей может прибавиться еще пара сотен «вышедших из тени», а объемы рынка могут увеличиться на 20–30% за счет появления новых данных о сделках (данная оценка строится на предположении, что ключевой объем лизинговых операций в стране приходится все же на известные лизинговые компании).
Посильный вклад
Некрупные лизингодатели, работающие в сегменте МСБ, вносят заметный вклад в обновление технологического оборудования в стране.
Национальное Рейтинговое Агентство совместно с журналом «Лизинг Ревю» провело анкетирование лизинговых компаний, в том числе ранее не участвовавших в исследованиях рынка. Такие компании-участники предпочли предоставить данные на условиях конфиденциальности. На 20 компаний, приславших анкеты (общее количество респондентов — около 50) приходится 6,3 млрд рублей лизингового портфеля на 01.10.2016, около 1,5 млрд рублей новых сделок за девять месяцев 2016-го и почти 1 тыс. обслуживаемых клиентов.
Как показали результаты анкетирования, все непубличные компании оказались из сектора малого бизнеса. Как следствие, для них недоступны сегменты крупных сделок (железнодорожная и авиатехника), при этом в портфелях таких компаний значительно большую долю, чем в среднем по рынку, занимает технологическое производственное оборудование (нетранспортные сегменты, см. рис. 2). Клиентами данной группы участников исследования являются зачастую сопоставимые субъекты МСБ, в связи с чем очевидна полезность для экономики данных некрупных участников рынка.
Из указанных 20 непубличных небольших компаний семь имеют капитал ниже планируемого минимума в 20 млн рублей (в сумме им потребуется докапитализация на 90 млн рублей), три имеют капитал свыше 70 млн рублей, десять — от 20 до 70 млн рублей (таким компаниям для достижения максимальных требований потребуется изыскать около 200 млн рублей).
Плавный вперед
После неожиданно быстрого рывка новых сделок в 2016 году текущий год станет периодом замедления рынка лизинга — темпы прироста снизятся до 5–10%, возможна даже стагнация (объем новых сделок сохранится на уровне 1,1 трлн рублей). Прогноз учитывает «высокую базу» в 2016 году и сильную зависимость рынка от динамики крупнейших сегментов — авиатехники и подвижного состава.
Сделки авиатехники характеризуются длительными сроками проработки, вследствие чего некоторые сделки, начавшиеся в 2016 году, могут превратиться в твердые контракты и попасть в новый бизнес позднее 2017 года.
Развитию сегмента железнодорожного транспорта отчасти способствовала госпрограмма субсидирования покупки инновационных вагонов, однако ее объем на 2017 год сокращен вдвое — с 10 до 5 млрд рублей, что может обусловить спад в сегменте лизинга. Впервые введенная программа поддержки закупки локомотивов значительно меньше по объему — 400 млн рублей. Сегменты железнодорожной и авиатехники зачастую доступны только крупным государственным компаниям, в связи с чем сохраняется высокая доля таких компаний на рынке — на уровне 45–55% за последние пять лет. В 2017 году доля госкомпаний будет также близка к половине рынка.
Сегментом-драйвером рынка останется автотранспорт — помимо сохраняющейся его привлекательности для лизинговых компаний (ликвидность имущества и низкая концентрация риска на клиента) удвоена госпрограмма поддержки, что расширит базу потенциальных лизингополучателей.
Роман РОМАНОВСКИЙ, Павел САМИЕВ
См. также инфографику на сайте источника