Российские институты всегда отличались желанием делать долгосрочные прогнозы, по большей части позитивные. С некоторых пор к ним присоединились и ученые: недавно опубликован комплексный доклад РАН, где говорится о том, что экономика России с 2021 года по 2035-й будет расти на 4,9% в год, а средневзвешенный годовой рост ВВП в 2017—2035 годах составит 3,7%. Возможно, авторы доклада имели в виду долгосрочный эффект, который может произойти в экономике после реализации до сих пор обсуждаемой, но фактически исчерпавшей себя программы развития «2020». А также в связи с реализацией так называемой новой экономической модели, разработка которой поручена Минэкономразвития, Столыпинскому клубу и Центру стратегических разработок Алексея Кудрина. Но 5% в год — это параметры, которые больше подходят Индии или Китаю, перенаселенным странам с большим потенциалом в области инфраструктурных проектов. Насколько теоретически возможен такой рост для России — совсем неясно.
Напомню, что еще в 2013 году все экономисты России пророчили десять «тощих» лет (первым об этом было заявлено в комплексном исследовании ВШЭ, где брали за основу анализ российской экономики в 2013—2023 годах, при этом отмечая, что наиболее активный рост будет приходиться на 2016—2020 годы). В аналогичном прогнозе Минэкономразвития долгосрочный прогноз годового экономического роста составляет не более 3%.
В мире фактически нет примеров, когда страна после затяжного умеренного роста с плавным снижением доходов населения и уровня жизни внезапно показала высокий рост ВВП — такие чудеса возможны лишь при значительном эффекте низкой базы или же при сильном эффекте отложенного спроса. Ни тот ни другой сценарий к России не применим. Конечно, потребительский спрос в настоящее время ограничен умеренной денежной массой в стране и снижающимися доходами населения. Однако для того, чтобы обеспечить столь серьезный рост, текущих ограничений явно недостаточно — даже притом, что в некоторых регионах средняя заработная плата упала до 20 000 рублей (при текущем МРОТе 9 500, что составляет порядка 70% от установленного правительством в прошлом году прожиточного минимума).
Согласно комплексному докладу РАН, для достижения таких показателей роста необходимы государственные инвестиции в районе 5 трлн рублей в год (напомню, весь бюджет Российской Федерации в 2017 году составляет чуть более 15 трлн). Причем кардинальным изменениям должны подвергнуться фактически все сферы экономики. При всей логичности этого доклада остается ряд вопросов, на которые ни составители новой экономической модели, ни академики ответить не в состоянии: где взять эти деньги и где гарантии того, что предложенные реформы государственных и экономических институтов сработают?
Скажем, аналитики Райффайзенбанка отметили, что для достижения этих показателей нефть должна стоить более 100 долларов за баррель, а дефицит бюджета не должен превышать 1% (сейчас он составляет 3,5%, как в США) — тогда, возможно, у России будут деньги на подобные изменения. Однако эффективность расходования бюджетных денег у нас никогда не была очень высокой. Так что гарантий того, что государственные инвестиции даже в таком гигантском объеме смогут что-то изменить, не разогнав инфляцию до 8—10% годовых, никто не даст.
Кроме того, подобный прогноз идет явно вразрез с долгосрочным прогнозом Минэкономразвития относительно курса доллара к рублю, предсказывающему рост американской валюты до 84 рублей за доллар к 2035 году. При этом самый бурный рост доллара, по мысли ведомства, должен приходиться именно на 2028—2030 годы: то есть как раз на то время, когда академики РАН предрекают экономике страны наибольший рост. Пока за более чем 15 лет наблюдений экономика России ни разу не росла вместе с курсом доллара. Обычно чем дороже был доллар, тем ниже был рост. Даже если предположить, что прогнозы того же Минэкономразвития по инфляции до 2020 года совпадут с реальностью (ведомство рассчитывает, что инфляция в консервативном прогнозе будет в районе 5% ежегодно), а инфляция в США будет оставаться в районе 2%, рубль «отстанет» от доллара по паритету покупательной способности не более чем на 20%, а это ну никак не прогнозируемые 84 рубля. Учитывая, что рубль до сих пор недооценен, эти расчеты крайне приблизительны.
Истина, как водится, где-то посередине. То, что экономика России должна ускориться в 2018—2020 годах, — почти что факт. Но вот за счет роста нефтедолларов, как это было всегда, или за счет оптимизации бюджета и качественных изменений в экономике — покажет 2018 год. На сегодняшний день единственная надежда российских чиновников превратить «бумажные» 2% роста ВВП в реальные — это по факту, а не статистически поднять место России в рейтинге Doing Business. Что возможно лишь при повышении доверия бизнеса к государству. Пока же оно — ниже не придумаешь.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Комментарии
1) по данным Росстата, по итогам первого полугодия 2017 г. из всех секторов экономики лишь добывающая промышленность смогла показать существенный скачок прибыли, тогда как все прочие виды деятельности зафиксировали обвал финансовых показателей ;
2) реальные доходы россиян снижаются, спрос стагнирует – как потребительский, так и инвестиционный, кредитная активность предприятий слабая, в том числе из-за кризиса в банковской системе, это тоже не способствует росту инвестиций;
3) после дела «Башнефти» даже инвестирование «по самым строгим правилам» не дает российскому инвестору никаких надежных шансов на сохранение вложенных средств. К тому же правительство начало отменять ранее введенные льготы для инвесторов: так, Госдума в ноябре 2017 года одобрила в окончательном третьем чтении законопроект о восстановлении налога на движимое имущество компаний. Платить «налог на модернизацию», как его называет бизнес, придется уже в 2018 году.