Главные ошибки инвестора

Дата публикации: 04.09.2018 00:04 Обновлено: 05.09.2018 00:08
10 133
Время прочтения: 5 минут
Источник
Banki.ru

Комплекс «я деньги заработал, с какого перепугу я о них должен заботиться» убил не меньше денег, чем дефолт 1998 года.

Всю суть ошибок инвесторов — как новичков, так и матерых рыночных волков — можно свести к двум тезисам.

Тезис первый. Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему (Лев Толстой, «Анна Каренина»). Типология ошибок достаточно велика. И иногда их хитросплетение само по себе представляет собой своеобразный шедевр. Как кракелюры на полотне эпохи Возрождения. Это не какой-нибудь там файл «пароль от квика.txt» на рабочем столе на семейном компьютере. Это, например, такая комбинация опционов и фьючерсов, при которой запутавшемуся клиенту требуются эксперт биржи и НАУФОР.

Тезис второй. Крупнейшей проблемой в подготовке солдат еще при Суворове было то, что вчерашние крестьяне не знали, что такое «право», а что такое «лево». Им привязывали к одной ноге пук сена, к другой — соломы и поначалу командовали не «левой-правой», а «сено-солома». Так и у многих даже опытных инвесторов проблема в том, что в голове нет ряда элементарных понятий. Например, «рыночный риск», «ликвидность», «качество инструмента», «операционный риск».

Казалось бы, все просто — наберись терпения, смотри, как делают те, у кого получается. Но не все так просто.

Разберем основные группы ошибок.

1. Начнем с простого. Даже не с вешалки, как в театре. В армиях времен Петра Первого и Екатерины Великой с мотивацией рекрутов изучить новые абстрактные понятия «право» и «лево» все было понятно: не хочешь — заставят. А вот инвестору, путающему «удобно» и «надежно», пытаться сразу пояснить, что для него пока подходит уровень «сено-солома», просто вредно для репутации и бренда. Максима «клиент всегда прав» сводится для целого ряда сотрудников даже очень хороших брокеров к тому, что клиент ничего не знает, учиться не хочет, ищет магического рецепта обогащения. То есть, может, и не такого одиозного, как биткоин, но все равно — «удивите меня». Весь этот комплекс ошибочных установок приводит к тому, что клиент нередко покупает нечто «волшебное». Прибыльное для продавца, но не слишком интересное для самого клиента.

И уровень здесь определяется только желанием сохранить или магнетизировать бренд со стороны продавца и уровнем упорства в своей правоте и необразованности со стороны новичка.

2. Второй блок ошибок — клиент неадекватно воспринимает риск. Для большинства даже обеспеченных сограждан, приходящих на рынок, риск — это упадет кирпич на голову или нет. Бывает, менеджер видит, что клиент неадекватен в риске, а сам менеджер устал. И продает клиенту ИСЖ. Там красиво обещаются золотые горы, комиссии, кратно превышающие брокерские. А клиент это воспринимает так: мол, «все равно рисковать».

3. Нет готовности учиться, воспринимать информацию. По разным причинам: «некогда», «я и так во всем разбираюсь», «у меня опыт в медицине 20 лет — уж с фондовым рынком-то справлюсь». Часто клиент пытается свести свое понимание к процентам годовых. И тогда, устав объяснять новые понятия, менеджер с радостью продаст такому клиенту «коробочные структурные продукты» с красивыми именами — Google, Apple. Доходность выражена в процентах годовых. Но часто там настолько непрозрачные и запутанные условия, что клиент принимает на себя, сам того не понимая, риск потери всего вклада. Сюда же можно отнести упорное нежелание читать договоры, сроки расчетов, спецификации фьючерсов и опционов. Тут вспоминается случай, когда советские конструкторы, чтобы методом обратного конструирования скопировать бомбардировщик, способный нести ядерное оружие, учили английский, переводили измерения и расчеты с метрической системы на фунты, пинты и дюймы. А инвестор часто не готов учить новые слова. На мой взгляд, комплекс «я деньги заработал, с какого перепугу я о них должен заботиться» убил не меньше денег, чем дефолт 1998 года.

4. Клиент не справляется с эмоциями. Чаще всего — с позитивными: когда что-то начинает получаться. Теряет контроль и может совершить необдуманные убыточные операции. Типа «я — супертрейдер, и никто мне не указ».

5. Главный убийца денег. Клиент путает удобство и надежность. Вообще, это тема на несколько книг. Но, если коротко, первые, кто сделал массовое приложение для удобной торговли, — это представители «черного» форекса.

Естественно, когда ты официальный брокер, у тебя остается 1—5% клиентских денег, ты не так скор на новинки по сравнению с черным форексом, который оставляет у себя 100% клиентских денег. Тут, конечно, вопросы и к регулятору, но глобальная путаница в голове клиента относительно понятий «комфорт» и «надежность» сожрала не один миллиард клиентских денег.

Есть и целый ряд других групп ошибок. Это и плата за хорошее отношение, и поиск волшебной таблетки. Я намеренно не упоминаю тезисы про «поймите свои цели», «выберите целевой уровень доходности». В терминах нашей статьи это все равно что рекрута суворовской армии попросить повернуться на 30 градусов влево. Знать цели — важно, но полное понимание приходит тогда, когда понимаешь, каково реальное пространство вариантов. Приходит это чувство где-то через 4—6 месяцев после столкновения с такой реальностью, как рынок. Когда биржа становится не полем чудес, а инструментом, брокер — не таинственным магом, а нормальным партнером по работе. С такими клиентами не просто приятнее работать, они и составляют ядро бизнеса. К сожалению, не все брокеры могут позволить себе ждать, пока клиент вырастет. Соблазн воспользоваться его ошибками очень велик.

Как всего этого избежать?

А. Учиться. 10—20 минут в день. Видеокурсы в такой нарезке доступны практически у всех брокеров. Учить понятия, тренироваться на небольшой сумме. Отрабатывать несколько идей, гипотез.

Б. Создать портфель гособлигаций, который, как хороший автомобиль, будет исправлять ошибки новичка. Еще это помогает воспринимать поначалу брокерский счет как банковский — чисто психологически. Купон по облигациям очень напоминает процент по вкладу.

В. Критически мыслить. Прав тот, кто получил результат. Поэтому можно высказывать любые гипотезы, но они должны быть проверены.

Г. Подобрать стиль работы под себя. Это про темп работы и приемлемый риск.

Новичку тяжело перенести просадку даже 0,5%. А уже через месяц, желая доказать всем, что он прав, человек может потерять и 50% счета. Для новичков я лично советую темп не чаще одной сделки в неделю и риск не более 5% — по основному портфелю. По учебному, вполне естественно, сделки будут производиться чаще.

Д. Выбирать брокера с лицензией БРОКЕРА. Я не оговорился. С лицензией брокера, выданной Банком России. Это убивает 80% проблем.

Легкости вам на денежном пути.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Читать в Telegram
telegram icon

Комментарии

0
Скрыть
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

faan
04.09.2018 06:32
Хорошая статья. Все по делу.
6

ks567
04.09.2018 08:56
тема очень правильная для нашей страны.
я давно обращаю внимание. что для нашего населения, сохранность и приумножение средств, это какая то мелочь, которая и ежу понятная.
знаю много людей, которые на длительных периодах, сохраняли средства по принципу "не надо меня учить!" ...и несли жестокие потери.

сохранность средств, т.е. их покупательной способности, требует такого же серьезного, профессионального подхода, как и их зарабатывание.

люди на западе, сохраняя и приумножая свои средства, не умничают, а - как я понимаю - получают базовые знания и слушают советы профессиональных экспертов.
и даже платят за эти советы, как за любую другую услугу.

у нас же, проблема в том, что наши "эксперты", которых развелось по уши, и которые сами часто "ни хрю - ни му" в том, о чем они говорят, напрочь дискредитировали значение слов "эксперты - аналитики".
главная работа у наших "экспертов". это выполнение платных рекламных заказов, которые они оборачивают в экспертную упаковку. и преподносят народу, как "верь мне товарищ! я профессионал! я истину говорю!"
это слово. для меня давно уже имеет ругательное значение. у нас "экспертом", (как и риэлтором) может стать в миг, любой человек, который этого пожелает.

автор, вышесказанное вас не касается. я вашего мнения по рынку не знаю. но вашей фразы про ОФЗ и надежного брокера, как средства для удачного сохранения - я не понял.
4

Daddy Maq
04.09.2018 11:22
ks567 пишет:
тема очень правильная для нашей страны.
я давно обращаю внимание. что для нашего населения, сохранность и приумножение средств, это какая то мелочь, которая и ежу понятная.


Наша страна не хуже остальных. Везде много желающих поучаствовать в финансовых пирамидах. Только там живут в других условиях и традициях.

Помню, как я в советском детстве с удивлением узнал, что 80% населения США выбирают тот банк, у которого есть отделение рядом с домом или с работой
2

orcus vulgaris
04.09.2018 13:23
Уважаемый автор почему-то обошел вниманием еще один пункт: у многих сограждан отсутствует понимание интересов посредника на рынке. Посреднику вовсе не нужно, чтобы клиент что-то заработал. Для посредника оптимально, чтобы клиент слил свои инвестиции ему, посреднику - лучше целиком, но можно хотя бы кусочек на комиссиях.

На перманентно загнивающем Западе, вся экономика которого, собственно, и держится на инвестициях обычного гражданина, для компенсации риска недобросовестного посредничества предусмотрена многоуровневая защита и жесточайший государственный контроль. И то иногда в новостях можно видеть, как очередного особо умного американского миллиардера, организатора очередного мошеннического фонда, тащат в кутузку.
6

КRR
04.09.2018 13:30
аксиома: сохранить гораздо сложнее, чем заработать. Велес, один из лидеров вексельного рынка, рассчитывает увеличить свою клиентскую базу через диверсификацию с креном в сторону инвесторов- новичков ?
1

Обучение

Материалы по теме