В последнее время все больше споров ведется вокруг «народных» облигаций. Несмотря на то что предыдущее размещение ОФЗ-н не вызвало существенного спроса и многие эксперты засомневались в жизнеспособности этой инициативы, опыт показывает, что у региональных «народных» облигаций есть как минимум успешное настоящее. Но при условии, что облигации действительно станут «ближе к народу», а частные инвесторы увидят, на какие инициативы будут потрачены привлеченные средства.
Последние годы государство и регионы стремятся повысить финансовую грамотность населения и расширить линейку продуктов, доступных для инвестирования. В первом случае речь идет о выпуске ОФЗ-н, а во втором — о размещении регионами и муниципалитетами «народных» облигаций, отличающихся простотой приобретения.
Самую масштабную работу с этим финансовым инструментом провела Томская область. Регион использует облигации для населения с начала 2000-х годов (впрочем, владеть ими, согласно эмиссионным документам, могут и юридические лица), а город Томск, используя опыт области, размещает этот вид бумаг с 2015 года.
Рассмотрим на примере Томской области специфику «народных» облигаций как с точки зрения покупающих их граждан, так и с позиций эмитента.
Для физических лиц «народные» облигации выглядят весьма привлекательно, прежде всего благодаря простоте приобретения. Бумаги распространяются через офисы банков-агентов, а для их покупки достаточно иметь банковский счет, на который будет поступать купонный доход. Кроме того, хотя вторичного рынка по этим облигациям нет, держатель бумаг может досрочно вернуть их в разумный срок без потери купонного дохода за период владения. Последнее выгодно отличает эти бумаги от многих депозитов и делает их довольно привлекательным инструментом с точки зрения физических лиц.
В целом позитивную картину несколько осложняет тот факт, что если эмитентом выступает регион или муниципалитет, то облигации не могут быть выпущены под конкретный проект: деньги привлекаются для единственной и не всегда понятной покупателю цели — финансирования дефицита регионального бюджета или рефинансирования текущего долга. В результате человек, приобретая бумаги региона, не понимает, на что именно будут потрачены привлеченные средства.
С точки зрения региона-эмитента выпуск «народных» облигаций тоже имеет как плюсы, так и минусы. Один из объективных недостатков — то, что обходятся они дороже биржевых заимствований. Иначе эмитент не заинтересует инвестора — необходимо предложить по облигациям более высокую доходность в сравнении с альтернативными видами сбережений. В числе минусов для эмитента и более короткий срок обращения таких бумаг в сравнении с биржевыми инструментами, что может ухудшить профиль долга, если доля «народных» облигаций в портфеле окажется высокой.
Кроме того, выпуски по номиналу будут небольшими по объему, и если их доля в структуре долга высока, то управлять ими будет сложно, а возможность предъявления к досрочному выкупу усложнит для эмитента прогнозирование потребности в ликвидности. Впрочем, в текущих условиях регионы вряд ли будут в полной мере использовать «народные» облигации для финансирования дефицита бюджета. Скорее, такие выпуски станут дополнительным источником ликвидности, а их основной целью будет формирование и обучение внутреннего инвестора.
На фоне всех этих сдерживающих факторов эмитенты используют «народные» облигации редко и не всегда успешно. Так, в отличие от опыта Томской области, где облигации для населения выпускал сам регион, в Самарской области эмитентом выступало аффилированное с областью юридическое лицо. На привлеченные средства планировалось провести реновацию части областного центра — Самары. С одной стороны, у данного займа была конкретная цель, а с другой — выпуск облигаций осуществлялся не напрямую правительством области. Данный выпуск был погашен досрочно, а программа реновации на момент погашения не была исполнена.
Более удачным оказался опыт ЯНАО, округ разместил облигации для населения в 2017 году. Хотя эти облигации также обошлись дороже биржевых, их объем оказался невелик относительно бюджета округа, а вторичный рынок для них не был предусмотрен. Бумаги были размещены сроком на пять лет, а переподписка по ним говорит о наличии спроса на них именно со стороны населения (решение об эмиссии не позволяло юридическим лицам участвовать в размещении).
Таков вкратце региональный опыт выпуска облигаций для населения. Вывод следующий: при простом структурировании займа и доверии граждан к органам власти этот источник финансирования вполне может быть использован, хотя и вряд ли займет значимую долю в структуре регионального и муниципального долга. Тем не менее усилия регионов и государства по привлечению населения к покупке облигаций как к полноценному способу капиталовложений — позитивный признак «взросления» финансовой системы. И у этого инструмента может быть большой потенциал, особенно когда инвесторы воспринимают риск субъекта как практически равный страновому. Но все же хотелось бы напомнить, что у разных эмитентов разный кредитный риск, и это необходимо учитывать.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Комментарии
-Что это за "народные" облигации? Значит есть другие-ненародные? Что за дискриминация. И так сделали массу ограничений на инвестрынке типа инвестор простой инвестор квал, так еще и старые штампы притянули( те кто изобретал эту дичь ) основная часть этих изобретателей с советскими хозяйственно-плановым образованием. Они понятия не имеют о рыночных механизмах. давайте опять народное. При этом сами народные не покупают -предпочитают нерОдные)
-Основная причина низкого спроса проста-высокие комиссии. Да, они облигации) не облагаются налогом. Но за их приобретение некоторые монопольные продавцы берут по 1,5 процента при покупке. Если покупать у брокера-он захочет комиссию за ведение счета. Чтобы клиент купил только гособлигации брокеру неинтересно. Не говоря уж о том что вариант с брокером не совсем народный-требует больше времени и знаний. Так что целевая аудитория даже та что умеет считать предпочитает вклады-процент не критически меньший.а мороки да, меньше. Те кто покупают что-то еще-ОФЗ интересуются мало-они не целевая аудитория.
-Облигации субъектов и муниципалитетов.Проще областей и городов страны. Вот честно,положа руку на сердце-там есть привлекательные варианты? Читая список и большей частью депрессивных регионов , так и вспоминается "И сослали их в город Тобольск Сибирской губернии" Ничего против Тобольска не имею, но читая листинги отчего то вспоминаются декабристы и их неудавшееся восстание на Сенатской Города и области стараются изыскать средства для латания коммунальной инфраструктуры и пытаются привлечь облигациями. Крупные коммерческие инвесторы и банки делают это неохотно. Накануне кризиса с банкопадом многие банки всячески обихаживали муниципалитеты , размещая там счета. Это не спасло от отзыва лицензии
Пока не будет понятных и одинаковых условий без комиссии- ОФЗ будет напоминать советский вариант госзайма-подвижек не будет. В прошлом на такие грабли целевая аудитория - народ- уже наступала и рассказала детям и внукам
Картинка зачетная- на плакат похоже
В официальном названии ОФЗ-н слова "народные" нет. Есть облигации для населения, то есть для физических лиц. Юрлицам ОФЗ-н не продают.
Не совсем так. Если комиссии перекрываются высокой прибыльностью, то они не имеют значения. Кстати, со следующего выпуска (ожидаем во 2-м квартале) комиссии отменены. Реальные причины малой популярности в другом. Во-первых, прибыльность была не всегда достаточно высокой. Если первый выпуск был действительно интересен и раскупался как пирожки, то второй и третий... Увы. А чтобы прибыльность была хотя бы на уровне длинных биржевых ОФЗ, нужно было купить с минимальной комиссией (0,5%), для чего нужно было покупать сразу на сумму от 300 тысяч рублей. Для большинства населения это много. При комиссии 1-1,5% доходность явно оказывалась не достаточной. В 4-м выпуске ограничение снижено до 10 тысяч. Во-вторых, процедура покупки всё же сложная и тягомотная. Кстати, это не правда, что для ОФЗ-н не надо открывать брокерский счет. Очень даже надо. Как будет с 4-м выпуском пока не понятно. И третье - очень мало сделано для популяризации ОФЗ-н. По телевизору который год крутят ролик про то как силу любви, красоты и т.д. мы сливаем в Китай, а вот про ОФЗ-н не было не одного ролика. Большинство населения либо вообще ничего не знают, либо у них дикие представления на уровне середины прошлого века.
По поводу статьи. Статья ни о чем. Про ОФЗ-н сейчас вообще говорить преждевременно, пока не станут известны точные условия 4-го выпуска. Про региональные "народные" облигации (кстати и некоторые крупные банки этим баловались) что говорить? Нет их. Не знаю как в Самаре или Томске, а в Москве про подобное просто нет информации. Даже банковские "народные" облигации предлагались ограниченному кругу лиц, и широкой рекламы не было. Кстати, по банковским "народным" облигациям одна из главных причин их непопулярности - краткий период, в течение которого их можно было купить. Я, например, думал в отношении таких в РСХБ и Хоум Кредите, но пока думал, они закончились.
Конечно, нет. Это отсылка к советской пропаганде 60-х даже лозунг привел Название народные активно продвинули в обиход нынешние руоводители(видимо вспомнили политэкономию) в рассчете наверно на то что любая бабка тряхнув стариной побежит покупать облигации госзайма ...в смысле ОФЗ
Конечно надо. Я нигде не утверждал обратное И опять же Открыть счет- это тоже не очень массово. Вклад для населения более привычен.
Вообще то полтора процента это огромная комиссия В моем коменте я сравнивал относительно вкладов как самого массового инструмента Для большинства населения и брокер -экзотика.
Про региональные народные облигации-они называются облигации регионов(вообще то они долговые обязательства-но это уже терминология). Посмотреть их можно например у Тинькова в приложении Тинькофф инвестиции( быть клиентом необязательно) там есть некоторые области европейской части России и республик РФ видимо дефицит бюджета покрывают
Смотрите сами:
Не некоторые, а оба (ВТБ и Сбер). Не "по 1,5%" а "до 1,5%" (0,5 / 1 / 1,5%) причем комиссия была определена не банками.
Не захочет. Оба банка не берут комиссию за ведение счета, если на нем только ОФЗ-н.
Каких знаний? Приходишь в банк, приносишь деньги, подписываешь кучу бумажек. Два раза в год получаешь доход на текущий счет. А есть там у тебя брокерский счет или нет - никого не должно волновать.
Ещё раз, не комиссии сами по себе, а недостаточная доходность. Дадут вам 20% доходности и заберут 5% на комиссии - сами побежите покупать.
Масса! Значительная часть моего инвестиционного портфеля составляют именно они. Уровень доходности - выше 9% годовых. Сравните со вкладами. Нужно только знать что и когда брать. Но это не "народные" облигации, а обычные муниципальные.
Не нашел там ни одной "народной" облигации. Только обычные муниципальные.
По поводу пропаганды 60-х годов не хочу даже комментировать. Вам что за 70 лет, чтобы её помнить? Кстати, в 60-е годы облигации были, но "выигрышные". И не пользовались особой популярностью.
Согласен с Вами, что термин "народные" не удачен. Я бы не рекомендовал его использовать. Но не по причине "советской пропаганды 60-х", а по причине ассоциации с "народными IPO", на которых люди потеряли много денег.