Нечеловеческий фактор

Дата публикации: 22.07.2019 08:24
9 032
Время прочтения: 4 минуты
Автор
Дмитрий Руденко, генеральный директор, председатель правления страховой компании «Абсолют Страхование»
Дмитрий Руденко генеральный директор, председатель правления страховой компании «Абсолют Страхование»
Источник
Banki.ru

Уже со следующего года в мире, возможно, начнут массово продаваться беспилотные автомобили. А это значит, что страховую отрасль ждут большие перемены. Основной вызов состоит в том, что страхование таких автомобилей будет неуклонно дешеветь.

Нельзя сказать, что беспилотные автомобили стали неожиданностью для рынка. Разработки этой технологии ведутся с начала 2010 года, а активное ее тестирование — последние пару лет. Мы регулярно узнаем о присоединении к этому процессу все новых разработчиков и о новых успешных тестах: автомобиль проехал столько-то километров в беспилотном режиме, при таких-то и таких-то погодных условиях и так далее. На эти технологии возлагаются большие надежды во всем мире, поскольку, согласно статистике, более 90% случаев дорожно-транспортных происшествий случается по вине водителей. Только представьте: беспилотники способны сохранить десятки, если не сотни тысяч жизней, снизить до минимума ущерб от повреждений и… оставить страховые компании фактически без работы. Остается только несколько вопросов: когда же начнут продаваться такие автомобили, сколько они будут стоить и, что не менее важно, сколько будет стоить их страхование?

Что касается срока поступления беспилотников в продажу, то некоторые эксперты называют уже следующий, 2020 год. Скорее всего, этот прогноз чересчур оптимистичен. Даже если разработчики в целом и завершили активную фазу тестирования, предстоит еще пройти сертификацию, получить разрешения властей, протестировать инфраструктуру и решить массу других вопросов.

Например, целый ряд проблем морального толка. Какой выбор должна сделать программа в ситуации, когда фатальное столкновение неизбежно, кого уберечь в случае ДТП — пешеходов или пассажиров (так называемая «проблема вагонетки», trolley problem)?

Технократическая революция бросает человечеству немало социальных и экономических вызовов — от изменения количества рабочих мест до глобальных изменений в сопутствующей технологии инфраструктуре. Что касается рынка страхования, то и здесь конкретики пока нет. Кто будет страхователем беспилотника? Владелец авто? Водитель-робот (конечно, нет… пока)? Автопроизводитель? Или разработчик технологии? Наиболее логичным представляется механизм, при котором производитель сам страхует свою ответственность: так, как это происходит сегодня в «классических» видах страхования (если, например, в аварии самолета «виноват» автопилот, то претензии предъявляются производителю самолета).

Но пока эти вопросы остаются без ответа. В том числе потому, что беспилотники беспилотникам рознь. Так, международная организация «Сообщество автомобильных инженеров» (SAE) еще в 2014 году выпустила стандарты, предусматривающие шесть уровней автоматизации управления, где 0 соответствует полному «живому» управлению, а 6 — полной автоматизации. Соответственно, и страхование тут будет разным.

Беспилотные автомобили первое время будут дороже управляемых водителями аналогов. Вспомним хотя бы историю с электрокарами. Надежды, что автомобили с двигателями внутреннего сгорания будут массово заменены на электрические, не оправдались, и теперь продаются гибридные автомобили, которые стоят как минимум на 20% дороже обычных. Еще более сложный путь, чем у электрокаров, предстоит беспилотникам. Особенно в нашей стране, где для начала нужно привести в порядок дорожную инфраструктуру и провести ревизию всех знаков, разметок, светофоров и т. п. Робот будет считывать информацию, и если она некорректная, то и принятые им решения также будут некорректными.

Дискуссия о страховании беспилотников в России ведется не менее интенсивно, чем на Западе. Правда, по некоторым вопросам определенная ясность (если уместно так говорить) уже есть. Например, страховщики сходятся во мнении, что такой продукт, как ОСАГО для роботов, появится у нас нескоро. «В крайне отдаленной перспективе», как заявляют некоторые эксперты. Дело в том, что в рамках обязательного страхования ответственности необходимо четко прописать в законодательстве, на основании каких именно данных рассчитывать тарифы, какие параметры учитывать при страховании.

В любом случае в зависимости от степени автоматизации нас ждет появление принципиально новых разновидностей ОСАГО и автокаско, не говоря уже о том, что должны быть продуманы все процедуры – от порядка выявления виновников ДТП (включая уголовную ответственность) до урегулирования убытков. Это займет время, и за это время сами страховые продукты претерпят изменения. Кроме того, мы знаем: чем сложнее технология, тем выше вероятность различного рода ошибок и багов, по крайней мере на первом этапе.

Однако использование беспилотных авто со временем станет не исключением из правил, а обыденностью. Следовательно, страховому сообществу необходимо подготовиться к их появлению уже сейчас.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Читать в Telegram
telegram icon

Комментарии

0
Скрыть
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

LMI-1
22.07.2019 10:22
рискну предположить, что массового появления беспилотных авто на наших (да и забугорных) дорогах в ближайшие несколько лет опасаться не стоит. А потому и проблема по большей части дискуссионная, а не реальная.
На тех же самолетах автопилот появился несколько десятилетий тому назад, однако пилоты в кабине до сих пор присутствуют, и отказываться от них никто не собирается.
5

voland3
22.07.2019 12:28
Сначала разметку рисовать пусть научатся! А то все пилят экономят, вместо пластиковой наплавляемой рисуют обычной белой краской, которая сходит через пару-тройку недель под дождиком и/или снегом. Великий Новгород - разметки в половине случаев тупо нет, стерлась однако... Та же причина (попил экономия) и у постоянных ям на всех улицах, начиная от центральных...
3

nikolayvstr
22.07.2019 13:52
Какой выбор должна сделать программа в ситуации, когда фатальное столкновение неизбежно, кого уберечь в случае ДТП — пешеходов или пассажиров
Программа должна тупо соблюдать ПДД. И если пассажиры в вагонетке их не нарушали, то выбор очевиден Как и наоборот, если человек вел машину, программа увидела возможность столкновения с пешеходом, то должна уводить машину от него и уже не важно, что альтернатива - столб. И нечего терзаться моралью - с точки зрения ПДД, компьютерное управление - идеал. Да, подавят пешеходов, что как куры и лоси прут там, где им надо, но вспоминается пример Франции, когда Де Голль отменил презумпцию правоты пешехода - куча подавленных, зато через год нарушения в области столкновений авто и пешеходов свелись к практическому "0".
А плач страховщиков понятен - если компьютер не будет нарушать ПДД, то какие риски? Страховки должны будут стоить копейки. А им это неинтересно.
0

iiu71
23.07.2019 14:31
Так, международная организация «Сообщество автомобильных инженеров» (SAE) еще в 2014 году выпустила стандарты, предусматривающие шесть уровней автоматизации управления, где 0 соответствует полному «живому» управлению, а 6 — полной автоматизации.

Я в этой фразе вижу 7 уровней.
5

n*******@bk.ru
23.07.2019 17:51
nikolayvstr пишет:
Какой выбор должна сделать программа в ситуации, когда фатальное столкновение неизбежно, кого уберечь в случае ДТП — пешеходов или пассажиров
Программа должна тупо соблюдать ПДД. И если пассажиры в вагонетке их не нарушали, то выбор очевиден Как и наоборот, если человек вел машину, программа увидела возможность столкновения с пешеходом, то должна уводить машину от него и уже не важно, что альтернатива - столб. И нечего терзаться моралью - с точки зрения ПДД, компьютерное управление - идеал. Да, подавят пешеходов, что как куры и лоси прут там, где им надо, но вспоминается пример Франции, когда Де Голль отменил презумпцию правоты пешехода - куча подавленных, зато через год нарушения в области столкновений авто и пешеходов свелись к практическому "0".
А плач страховщиков понятен - если компьютер не будет нарушать ПДД, то какие риски? Страховки должны будут стоить копейки. А им это неинтересно.


Какие копейки? Это Россия! Платить будете еще и с доп.наценкой, ибо "ИИ несовершенен и может допускать аварии из-за сбоя" -- страхование в РФ станет покруче продажи запрещенных веществ, а у вас не будет выбора -- ОСАГО с ее текущей ценой никто отменять не станет, не та страна!
3

Обучение

Материалы по теме