Про телематические устройства для автомобилей многие слышали, но пока еще очень немногие пробовали их установить. А ведь именно телематика реально уменьшает количество происшествий на дорогах и дает преимущества в страховых тарифах аккуратным и ответственным водителям. Как это работает и какие мифы вокруг телематики надо развенчать?
Во-первых, есть мнение, что телематика — это некая навязанная допуслуга, за которую клиент платит. На самом деле нет: все телематические устройства устанавливаются бесплатно для страхователя. В автомобиль ставится телематический блок, который подключается к OBD-разъему (стандартному разъему системы самодиагностики автомобиля, которым оснащаются все легковые и грузовые автомобили с 2006 года). На основе параметров движения, которые фиксирует это устройство, стиль вождения оценивается по десятибалльной шкале.
Тут, конечно, можно услышать другой аргумент: «Теперь за мной постоянно будут следить, установят тотальный контроль, а это мне не нравится!» Но телематика следит только за тем, как вы водите автомобиль: безопасно для себя и окружающих, по правилам, либо наоборот — агрессивно и постоянно нарушая. Телематическое устройство не запишет ваш разговор, не прочитает почту, не залезет в вашу приватность. Странно опасаться такого контроля в эпоху мобильных устройств, постоянно находящихся в Сети и записывающих огромный объем данных о ваших действиях, местоположении.
Еще можно услышать: «Я вожу безопасно, телематика все врет». Как быть с этим? Около 80% всех клиентов по телематике получают максимально высокий балл за свое вождение и отменяют франшизу. То есть получают скидку до 20%. Телематическое устройство в режиме реального времени передает информацию: средняя скорость движения, соблюдение скоростного режима, соблюдение правил остановки и стоянки, характеристика маневров и соблюдение правил маневрирования, время поездок и зафиксированные резкие разгоны и торможения. Качество работы устройства можно проверить в ходе независимых испытаний. Специально настраивать телематику, чтобы она «подкручивала» вниз кому-то оценки, нет никакого резона: ведь телематика прежде всего должна снижать аварийность, а значит, убыточность для страховщиков, то есть ее функция не маркетинговая, прежде всего, а влияющая на дорожную ситуацию.
Помимо банального соблюдения скоростного режима и ПДД есть несколько лайфхаков, помогающих поддерживать высокий балл. Например, если поездка длится больше полутора часов, надо делать небольшие остановки на отдых — после пятиминутной остановки время в пути обновляется. Важный момент: лучше избегать ночных поездок. Баллы за езду ночью начисляются по другому коэффициенту, потому что к концу дня человек устает, его внимание рассеивается, а в темноте еще и ухудшается видимость. Помимо этого, баллы могут снимать за резкое торможение и старты на светофорах, значительные изменения скорости и несоблюдение дистанции.
Еще один миф: с телематикой нельзя сдать автомобиль на гарантийное обслуживание. Конечно же, это не так! Установка телематического устройства никак не влияет на гарантийный срок автомобиля. При прохождении ТО устройство вынимается из разъема, а затем устанавливается обратно.
Следить за формированием балла можно самостоятельно через мобильное приложение. Оно предупреждает пользователя о критичных для оценки маневрах, позволяет следить за историей поездок и дает инструменты для повышения качества вождения. Приложение содержит игры и упражнения, которые развивают концентрацию, стрессоустойчивость и многозадачность — навыки, напрямую влияющие на безопасность вождения. Каждый день предлагается новая игра на концентрацию внимания, периферическое зрение, скорость мышления и быстроту реакции. При регулярном их выполнении в течение трех дней водитель переходит на новый уровень сложности. В приложение заложены инструменты и подсказки для корректировки собственного состояния в случае стресса, усталости или плохого самочувствия. В соответствии с каждым из них водитель может выбрать музыку и дыхательные упражнения.
Что делать, если не нужна франшиза, но водитель хочет поездить с телематикой? Для водителей, которые активно перемещаются на разных видах транспорта, а не только на личном авто, есть программы автокаско с ограничением пробега. В этом случае телематическое устройство считывает, сколько километров будет пройдено.
Вся информация собирается в мобильном приложении, где можно посмотреть, сколько километров клиент проехал и сколько еще осталось. Когда пробег приближается к лимиту (за 500 км и за 100 км), приходит уведомление с предупреждением. Если лимита не хватает, то его можно докупить или снять ограничения, доплатив до полной стоимости каско.
Телематика позволяет собирать практически любые данные об автомобиле в режиме реального времени. Частным автовладельцам использование телематики может обеспечить высокий уровень безопасности, а также скидки на страхование. Для операторов каршеринга телематика и вовсе незаменимая вещь, поскольку один телематический блок позволяет решить огромный спектр задач.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Комментарии
А ничего, что телефон - вещь приобретаемая добровольно, а вот телематика эта - нет. И чтобы следить за соблюдением ПДД, надо, как минимум, знать, где находится автомобиль. И данные телефонов собираются обезличенно (да, их можно привязать к владельцу, но только через номер и утечку в БД), а телематика - это конкретное согласие гражданина, чтобы за ним следили.
Как правило, неопытные водители ездят плавно, не очень быстро, но аварийность у них все равно высокая. А в чем вина, если входить в поворот на предельной скорости? Но ведь это же опасное вождение по замыслу распространителей телематики. И если дать газку (в пределах разрешенных лимитов скорости), то можно успеть на тот светофор, объехать неспешного плавнохода и, на самом деле, обеспечить более безопасное движение, уйдя от непредсказуемо управляемого транспортного средства. Телематика, как и светофоры, рассчитана на среднего водителя, одним словом, способ приучать к уравниловке и пропаганда всеобщего блага, которого, как уже известно, не бывает.
А как телематика поймет, что резкое торможение стало следствием неспровоцированных действий самого водителя, а не реакцией на безосновательную остановку движущегося впереди транспортного средства или выбежавшего в неположенном месте пешехода? Только фактическое количество ДТП за прошедший период времени может быть мерилом способностей водителя. Судят за совершенные нарушения закона, а не за мысли.
"Лайфхаки" - это вообще фестиваль глупостей. Останавливайся для обнуления времени вождения (желательно, наверное, на платной парковке), не езди ночью и вообще в темноте (в котором часу темнеет зимой?). Играй в идиотские игры и упражнения (в них можно встроить побольше рекламы).
В общем то цель понятна - придумать новые способы отъема денег у потребителя. Самое печальное, что при имеющихся у страховщиков возможностях лоббирования подобные фантазии могут стать реальностью.
Касательно резких торможений -- много дЕбилов ездит и без резких торможений ну никак.
И хотелось бы чтобы такую штуку можно было поставить для снижения цены осаго: на одну машину каско стоит просто запредельно и никакой телематикой цену не снизить из-за возраста машины, на другую каско брать смысла нет никакого.