Цифровое будущее: что будет с кредитами в 2020 году

Дата публикации: 05.02.2020 08:21
52 308
Время прочтения: 3 минуты
Автор
Андрей Спиваков, управляющий директор по кредитным розничным продуктам Райффайзенбанка
Андрей Спиваков управляющий директор по кредитным розничным продуктам Райффайзенбанка
Источник
Banki.ru


Необеспеченные потребительские кредиты очень популярны в России уже несколько лет. Хотя, по данным ЦБ, темп роста банковских портфелей замедлился в 2019 году, он все еще остается двузначным. Главные продукты здесь — это кредиты наличными и кредитные карты. А самыми заметными тенденциями стали снижение популярности POS-кредитования, развитие digital lending и новых продуктов — например, карт рассрочки. Продуктовая конкуренция уже изменила рынок потребительского кредитования, и эта тенденция получит развитие в 2020 году.

Зачем клиенту кредит. По данным Центробанка, хотя бы один кредит есть у 54% работающего населения. У большинства это либо кредит наличными, либо ипотека. Хотя число тех, кто использует несколько кредитных продуктов одновременно, начинает расти. В прошлом году ЦБ дважды принимал меры для охлаждения рынка: весной ввел повышенные риск-коэффициенты по высокомаржинальным потребительским ссудам, а осенью — показатель долговой нагрузки (ПДН) заемщика при выдаче кредитов от 10 тыс. рублей. За январь — октябрь 2019 года прирост необеспеченных потребительских кредитов в России составил 19%, что несколько ниже, чем в 2018 году, отметил регулятор в недавнем отчете.

Потребительские займы уже сыграли важную роль в развитии российской экономики — они профинансировали отложенный потребительский спрос. По данным Росстата на конец ноября прошлого года, оборот розничной торговли вырос на 2,3%, причем наиболее заметен он был в группе непродовольственных товаров.

Наша статистика показывает, что потребительские кредиты клиенты используют для покрытия расходов на ремонт, строительство или покупку автомобиля. Значительно реже их берут, чтобы купить бытовую технику или мебель. Для относительно крупных бытовых покупок россияне стали использовать кредитные карты, ими можно расплачиваться онлайн, не привязываясь к конкретной торговой точке. У кредиток есть беспроцентный период, а также повышенный кешбэк. Также очень популярны карты рассрочки — относительно новый для российского потребителя продукт. Все это снизило популярность классического POS-кредитования, когда договор займа заключает сотрудник банка прямо в магазине.

Перейти в раздел

Цифровое будущее и продуктовая конкуренция. Конкуренция идет уже не между банками, а между конкретными продуктами. Нередко клиент использует несколько карт разных банков: одну для кешбэка, другую (например, с большим беспроцентным периодом) для крупных покупок, третью для ежедневных трат. Разнообразие клиентских стратегий породило продуктовую конкуренцию. Она уже не так сильно привязана к бренду банка и стимулирует появление новых продуктов.

В ближайшие годы важную роль в розничном кредитовании сыграет развитие digital-каналов. Оформление продуктов онлайн и принятие решения по ссуде в течение двух минут — это реальность, в которой клиент живет. Она станет все ближе с развитием удаленной идентификации, для которой появляется больше законодательных и IT-предпосылок. Цифровое будущее кредитов — глобальный тренд: согласно данным Experian, компании, занимающиеся онлайн-кредитованием, на протяжении последних четырех лет удвоили свою рыночную долю. Банкам важно научиться, грамотно управляя риском, предоставлять клиентам простые и удобные цифровые продукты.

В 2019 году более половины розничных кредитов в Райффайзенбанке было выдано с помощью онлайн-каналов. И мы видим большой потенциал в развитии удаленных сервисов. Многие рутинные операции, такие как открытие счетов и денежные переводы, давно цифровизированы. Подпись с помощью СМС-пароля сделала возможным получение и более сложных финансовых продуктов, например кредитов на развитие бизнеса.

Нельзя недооценивать роль финансовых маркетплейсов. Сейчас они стали агрегаторами предложений и витрин для различных продуктов. Но появление маркетплейса ЦБ может заметно изменить рыночный ландшафт. Не все банки готовы ставить на свои полки сторонние финансовые продукты, а наличие такой площадки с равным доступом отвечает интересам продуктовой конкуренции, которая уже сложилась на рынке. На первом этапе «Маркетплейс 1.0» предложит клиентам депозиты, но постепенно на нем появятся и кредитные продукты.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Читать в Telegram
telegram icon

Комментарии

0
Скрыть
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

selecadm
10.02.2020 14:00
Карты рассрочки популярны за счёт впаривания, в том числе в нагрузку к кредиту наличными. На самом деле развод эти карты. У моей карты рассрочки от Хоум кредита уже несколько проблем технического характера было: то срок рассрочки неправильно выставляется, то доступный баланс не обновляется (обращался в банк 4 раза, на 5-й написал отзыв, и только тогда исправили, но в ответ на отзыв написали отписку, якобы они ни при чём), то по карте с лимитом 50 тысяч отправляют в БКИ задолженность 107 тысяч (две недели назад кинули СМС, что исправили, только сегодня отобразились исправления В БКИ). Единственный плюс — это отсутствие необходимости вносить всю сумму платежа. Я научился жульничать: грубо говоря, кладу половину, пополняю телефон, с баланса телефона вывожу с комиссией 3%, кладу снова, и вот платёж погашен.

А вот POS-кредитование плохо, если отменят. Это как раз очень удобно: зашёл в Ре-стор без денег, показал паспорт, ушёл с айфоном. Первоначальный взнос ноль, первый платёж через месяц, переплата ноль (магазин делает скидку, проценты по кредиту компенсирует партнёр ООО "Всегда да").
0

Обучение

Материалы по теме