С начала 2020 года жизнь как физических, так и юридических лиц, обремененных долгами, немного изменится: с этого года юридические лица обязаны вносить информацию о привлечении коллекторских организаций в Единый федеральный реестр.
Вносится информация о кредиторе, о должнике и лице, привлекаемом для взаимодействия с должником в целях возврата просроченной задолженности, и пропасть оттуда она никуда уже не может. Называется это нововведениями, внесенными федеральным законом от 12.11.2019 № 377-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Логика этих нововведений вполне понятна: сейчас, в силу кризисных явлений в мировой экономике и в совокупности со спецификой национальной правовой системы России, недобросовестным участникам экономического оборота часто проще не платить по своим контрактным обязательствам, чем платить, потому как юридическая ответственность за такое девиантное поведение не всегда соразмерна нарушению. Более того, в некоторых случаях не платить выходит даже «дешевле», чем брать кредит в банке на погашение задолженностей перед подрядчиками и партнерами. Дело в том, что за просроченные платежи должнику грозит в крайнем случае штраф, другие меры в законодательстве не предусмотрены. Это справедливо как для частных, так и для государственных компаний, и наличие системы приставов никак ситуацию не меняет. Таково общее мнение в юридическом сообществе, и аргументов против пока никто, насколько я знаю, не предоставил.
Я думаю, что в этой связи на коллекторские агентства возложена достаточно значимая функция по исправлению существующего положения вещей. Следовательно, деятельность коллекторов всегда будет востребованна. По логике вещей, чем более четко регламентирована деятельность лиц, привлекаемых для взаимодействия с должником в целях возврата просроченной задолженности, тем эффективнее они способны осуществлять свою функцию.
Впрочем, нововведение это носит, скорее, репутационный характер: помимо кредитной истории, которая в целом должна быть доступна и другим банкам, и физические, и юридические лица должны иметь дублирующий публичный инструмент определения их деловой репутации. Для субъектов экономических отношений, задействованных в процессе взыскания просроченной задолженности, эта новая обязанность не повлечет существенных финансовых затрат, но абсолютно точно добавит прозрачности и стабильности в процесс взыскания просроченной задолженности, снизит риск злоупотреблений и недобросовестных методов и способов, которыми могут пользоваться коллекторы, заставит их работать преимущественно правовыми средствами. Публичная информация о субъекте всегда призывает такого субъекта вести себя в рамках закона, потому что субъект будет понимать, что в противном случае негативная реклама ему обеспечена и больше к нему за помощью никто не обратится. Кроме того, такое «опубличивание» хорошо и для улучшения имиджа самих коллекторов, скандалы с которыми часто возникают как раз из-за их ненадлежащего поведения. Понимание, что информация о каких-то недобросовестных шагах в процессе взыскания просроченной задолженности станет известна неограниченному кругу лиц, безусловно, должно стимулировать коллекторов на добросовестное и законное выполнение своей функции, а равно удерживать их от противоправного поведения по отношению к должнику и иным участникам данного процесса.
Помимо сведений о лице, привлекаемом для взаимодействия с должником в целях возврата просроченной задолженности, в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц также теперь необходимо вносить сведения о кредиторе и самом должнике. Учитывая особый порядок предоставления таких сведений, с юридической точки зрения это положительный момент, поскольку это дает возможность иным участникам экономического оборота при проявлении должной заботливости и осмотрительности конструировать контрагентские отношения таким образом, чтобы подбирать себе партнеров более высокого качества, что в конечном итоге влечет за собой снижение рисков для бизнеса.
Больше всего от этого, конечно, выиграют сами коллекторские агентства. По сути, нововведение делает их деятельность публичной, и им даже не нужно собирать рекомендательные письма от своих клиентов. Более того, публичность самого факта их массового привлечения может отразиться и на качестве их работы: определенные изменения в реестре уже означают априори ухудшение деловой репутации юридического или физического лица, в отношении которого был факт обращения к коллекторам. Словом, пока нововведение — это сплошные плюсы. Как получится на практике — покажет время.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции