Просто революция: чего ждать на рынке дебетовых карт в 2020 году

Дата публикации: 04.03.2020 08:42
30 506
Время прочтения: 5 минут
Автор
Максим Степочкин, руководитель управления некредитных продуктов Райффайзенбанка
Максим Степочкин руководитель управления некредитных продуктов Райффайзенбанка
Источник
Banki.ru

Количество пластиковых карт, выпущенных банками, постоянно растет. За последние пять лет оно увеличилось на четверть и на конец 2019 года составило порядка 280 млн штук. Их популярность не снижается, несмотря на развитие бесконтактных способов оплаты. Теперь пластиковая карта — это не только средство платежа, но и способ управлять деньгами на нескольких счетах, дистанционно открывать новые продукты. Требования клиента к пластиковой карте значительно изменились, и индустрия отвечает на этот вызов появлением новых продуктов. Что нужно клиенту и каких решений ждать от банков в 2020 году?

Карточная эволюция. Банковская карта прошла путь от тотального недоверия до продукта первого выбора — хотя бы одна есть практически у каждого. Всего пять лет назад безналичные платежи были намного менее популярны, чем сегодня. По данным ЦБ, в 2014 году 74% россиян предпочитали оплачивать покупки наличными, к 2018 году их доля упала до 37%. Наше исследование показало, что чаще всего платят картой (90,5%), реже — смартфоном (30%). Это удобно, быстро, не нужно ждать сдачу и носить мелочь — так обычно мы объясняем свой выбор.

Но причина несколько глубже, чем нам кажется. Дебетовая карта стала ключом к большинству банковских услуг: входом в мобильный банк, способом легко управлять деньгами на нескольких счетах, открывать новые продукты без визита в отделение. И наши требования к картам тоже очень изменились.

У меня на это пять причин. Лет пять назад вопрос выбора дебетовой карты для многих просто не стоял. Чаще всего она была просто зарплатной, на нее приходили деньги, клиент их снимал. Если нужна была дополнительная карта, то выбор делали, исходя из силы бренда банка, его размера, уровня доверия, наличия таких же карт у родственников, друзей, коллег. Теперь же на рынке развернулась настоящая продуктовая конкуренция, и она усиливается с каждым годом благодаря развитию финтеха.

Итак, сейчас требования к картам другие. Бренд еще важен, но не настолько. Появление Системы быстрых платежей дало еще больше свободы: не обязательно быть клиентами одного банка, чтобы переводить друг другу деньги с минимальной комиссией или даже без нее. На первый план вышли продуктовые преимущества: удобство мобильного банка, доставка, стоимость обслуживания, привилегии и, наконец, наличие кешбэка. Я упоминаю его последним, однако фактически это то, на что многие теперь смотрят в первую очередь. Программы лояльности, скидки и кешбэк занимают умы пользователей банковских карт не меньше, чем удобство денежных переводов или оплата услуг QR-кодом.

Перейти в раздел

Адаптация рынка, или Как мы привыкли делиться с клиентом. Кешбэк и программы лояльности появились в России больше десяти лет назад, но особенно популярными стали совсем недавно. Появившись в 2007 году в виде кешбэк-сервисов, они постепенно получили широкую популярность. Проще говоря, клиенты поверили в эти программы, а потом и привыкли к ним.

Исторически кешбэк — это способ привлечь клиента в магазин за счет партнерства с банком или другой площадкой. Он появился в США в 1970-е: при оплате банковской картой в определенных магазинах клиент получал кешбэк. Источником денег был маркетинговый бюджет самого магазина. Банк обслуживал все больше клиентских операций и получал интерчейндж (вознаграждение банку-эквайеру от платежной системы, зависит от типа карты и торговой точки, рассчитывается как процент от суммы совершенной операции) от платежных систем, которые тоже выигрывали от сотрудничества. Эти программы должны были повысить популярность безналичных платежей, и своей цели они достигли.

Современные банки используют очень похожие механики: сотрудничество с магазинами и поставщиками услуг, а также интерчейндж от платежных систем позволяют предлагать клиентам кешбэк. Казалось бы, все просто, но именно здесь кроется точка роста для рынка.

Очевидная ниша, которую никто не занял. Программа лояльности, кешбэк — едва ли не первое, на что посмотрит клиент. Но, как ни странно, эти параметры карточных продуктов продолжают усложняться, несмотря на то что есть запрос на простоту и прозрачность.

Средний кешбэк по рынку составляет около 1%. Есть отдельные категории, где он больше. Иногда они меняются от месяца к месяцу, а есть спецпредложения, которые действуют несколько дней или недель. Многие заводят несколько карт разных банков, чтобы получить максимум от программ лояльности, и при оплате выбирают карту, сравнивая кешбэк в разных категориях. Отчасти этим объясняется столь огромное количество выпущенных пластиковых карт. Тот случай, когда выбор большой, но неочевидный.

И это важная продуктовая ниша на рынке банковских карт — потребность в универсальном карточном продукте с простыми условиями, за изменением которых не нужно следить постоянно.

Эта тенденция характерна для всего рынка финансовых услуг, во многом благодаря развитию технологий — это ускоряет, удешевляет процессы и делает продукты доступными для широкого круга потребителей. Примером может служить появление Системы быстрых платежей — универсального продукта, который изменил рынок банковских услуг в 2019 году. Перевод денег по номеру телефона проще, чем перевод по реквизитам или даже номеру карты. Очевидное всем преимущество реализовалось в конкретном продукте, который трудно переоценить.

Банки постепенно двигаются в этом направлении. Нам нужно научиться создавать lifestyle-сервисы, которые будут встраиваться в жизнь клиента, не отнимая времени на тонкую настройку. Таковы продукты первого выбора, простые решения для жизни, темп которой постоянно ускоряется. Это один из вызовов для индустрии, которая привыкла к мелкому шрифту и сложным конструкциям, — найти баланс между простотой, эффективностью и безопасностью для клиента.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Читать в Telegram
telegram icon

Комментарии

0
Скрыть
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Petr1965
04.03.2020 12:05
Часто стал встречаться с ситуациями когда скидка при оплате наличкой больше любого кэшбека. Часто кэшбек только слегка покрывает плату за обслуживание карты. Банки хотят заработать, но люди постепенно учатся не идти у них на поводу.
10

tk2014
04.03.2020 13:29
Заголовок броский: "чего ждать на рынке дебетовых карт в 2020 году?"
Середина мутная: "чаще всего платят картой (90,5%), реже — смартфоном (30%)." У меня получилось 120,5%.
Масло масляное: "не обязательно быть клиентами одного банка, чтобы переводить друг другу деньги с минимальной комиссией или даже без нее". Для специалиста это новость не вчерашнего, и даже не позавчерашнего дня.
В конце, вместо разъяснения чего же ждать, скользкая фраза: "найти баланс между простотой, эффективностью и безопасностью для клиента." Прям не заметка, а отвлекающий манёвр.
Есть огромная разница между кешбэком от партнёров/магазинов, и общим по категориям товаров/услуг. Вот как выплачиваются 5-10% за рестораны и бензин? Не конкретные заправки, а именно за все? Банки могут на этом заработать хоть что-то?
Хотелось бы продукт стабильный и с условиями "под меня". Но завтра законодательно снизят эквайринг до 0,2%, и тема стабильного и "общего" КБ закроется окончательно. Ну мож в Лондоне она и останется, но не в России. А в Лондоне упомянутому банку будет сложно втиснуться.
2

SERGizmo
04.03.2020 15:33
Сам отучиваюсь от оплаты картами, и Вам советую...
Не спроста все эти ЦБ анализы, в 2014 столько, в 2019 столько....
Всё выявить серые з/п, сдачи недвиги, консультационные услуги хотят и тд..
Обложить царским оброком, с формулировкой это же ради Вас холопы...
Но ..... им!
5

Легенда14
04.03.2020 16:04
ускоряет, удешевляет процессы и делает продукты доступными для широкого круга потребителей. Примером может служить появление Системы быстрых платежей — универсального продукта, который изменил рынок банковских услуг в 2019 году.

И что же эта странная - неудобная и небезопасная система - так уж изменила?
Вот сухие цифры - объем всех операций через СБП составил в прошлом году жалкие 70 млрд руб, хотя оборот операций по картам за три кв составил более 38 трилл руб, т.е. СБП заняло не более 0,15% рынка.
Даже если объем операций через СБП вырастет в несколько десятков раз от текущих жалких уровней, эта системв останется на периферии интересов россиян.
И поделом ей - глупая и неудобная система
Глупая и небезопасная потому, что в качестве идентификатора счета использется контактный номер мобильного телефона, который не то что не идентифицирует счет, но даже банк. К тому же беспрепятственно разглашается неограниченному кругу лиц, которые вполне могут использовать его в жульнических целях, той же социнженерии или в той же СБП
Неудобная потому что существует на птичих правах без правил и без какой-либо претензионной системы.

Иак же как СБП глупа и заметка, начиная с первого тезиса, что
пластиковая карта — это не только средство платежа, но и способ управлять деньгами на нескольких счетах, дистанционно открывать новые продукты

Какое отношение к управлению деньгами и новыми продуктами имеет карта? Правильно - абсолютно никакого.
Абсолютно глупая заметка ни о чем
6

Struzhkin
04.03.2020 16:21
tk2014 пишет:
Середина мутная: "чаще всего платят картой (90,5%), реже — смартфоном (30%)." У меня получилось 120,5%.

Странно, должно было 144% получиться)))

tk2014 пишет:
Но завтра законодательно снизят эквайринг до 0,2%, и тема стабильного и "общего" КБ закроется окончательно.

Тут ещё интереснее, что Interchange Fee которую устанавливают МПС, обычно выше, до 1% и что банки предпримут??

Легенда14 пишет:
Примером может служить появление Системы быстрых платежей — универсального продукта, который изменил рынок банковских услуг в 2019 году.



Легенда14 пишет:
Абсолютно глупая заметка ни о чем

4

Обучение

Материалы по теме