Финансовые консультанты и их клиенты по-разному оценивают степень сложности принятия различных финансовых решений, показал опрос, проведенный CFP Board. Приблизительно совпадают их оценки в вопросах расходования денег — 77% клиентов считают, что принимать такие решения «просто или очень просто». Большинство консультантов подтверждают, что их клиенты не испытывают трудностей с этими решениями. А вот в вопросах сбережений и инвестиций оценки сильно расходятся.
О том, что сберегать деньги легко, заявляют 78% клиентов финансовых консультантов. Тем временем консультанты считают, что только 39% их клиентов с легкостью принимают правильные сберегательные решения. Еще сильнее расходятся оценки в вопросах управления активами: 88% клиентов считают, что управлять активами легко, в то же время консультанты убеждены, что самостоятельно принимать правильные решения способны не более 30%.
Многих проблем с принятием финансовых решений можно избежать с помощью личного финансового плана. Наиболее яркий эффект планирование дает в случаях, когда стиль жизни человека не соответствует его долгосрочным финансовым интересам, а также в ситуации, когда расходы просто не контролируются. Конечно, «несоответствующий стиль жизни» или «отсутствие контроля за расходами» — это оценки финансовых консультантов.
Разумеется, большинство людей считают, что у них все в порядке. Однако, судя по данным различных исследований, оценка профессионалов в большинстве случаев оказывается правильной. Например, по данным FINRA, 76% американцев оценивают свои знания в личных финансах как «хорошие», но при этом лишь 34% опрошенных правильно ответили на четыре из пяти несложных вопросов по этой теме.
Завышенная самооценка в финансовых вопросах может стать препятствием на пути к изменению ситуации в лучшую сторону. Ведь если человек высоко оценивает уровень своих знаний, он не будет тратить свое драгоценное время на учебные программы. Если человек считает, что он прекрасно справляется с управлением личными финансами, он не станет составлять личный финансовый план и тем более не будет заказывать его составление профессионалам. Лишь 21% клиентов финансовых консультантов, опрошенных CFP Board, готовы доверить своему консультанту разработку финансового плана. Но даже заказавшие эту услугу доставляют немало хлопот. При работе над документом консультанту приходится постоянно преодолевать сопротивление клиента. Клиенты не готовы предоставить все необходимые для составления плана данные или дают неточные сведения, не хотят активно вовлекаться в работу над составлением плана, не спешат признаваться в привычках, негативно сказывающихся на расходах, и т. д.
Все вклады на Банки.ру
Ситуация в России принципиально ничем не отличается. Как и в США, опросы демонстрируют колоссальный разрыв между уровнем самооценки в финансовых вопросах и реальными знаниями. Так же, как в США, услуги и учебные курсы по составлению финансового плана не пользуются спросом. Большинство финансовых советников — членов Ассоциации НЛФС сходятся на том, что финансовый план как отдельная услуга не востребован и даже в составе полного пакета не вызывает у клиентов энтузиазма.
Сегодня многие говорят о вероятном ухудшении экономической ситуации, что чревато ростом безработицы и падением доходов населения. В этих условиях резко возрастает цена ошибок при принятии финансовых решений.
Конечно, можно надеяться, что в новых условиях у многих потребительские привычки изменятся сами собой. Аналитики предрекают изменение структуры расходов и рационализацию потребления. Дескать, последние события научат нас тратить меньше денег на одежду и развлечения, задуматься об ответственном использовании имеющихся у нас ресурсов.
Но статистика показывает, что во время кризисов люди не меняют свои финансовые привычки. По данным НАФИ, после кризиса в 2008 году количество россиян, ведущих учет доходов и расходов, даже уменьшилось на 4%. 56% опрошенных признались, что не ведут такого учета.
К сожалению, нет оснований думать, что с момента кризиса 2008 года россияне научились рационально управлять деньгами — результаты опроса страховой компании «Росгосстрах Жизнь» и банка «Открытие», проведенного совсем недавно, показали, что 63,6% россиян вообще не имеют накоплений, а из тех, у кого есть сбережения, наибольшая доля (45%) располагает средствами, которых хватит на срок от двух до шести месяцев.
По всей видимости, сами по себе ни кризисы, ни «тучные годы» не способны научить людей принимать правильные финансовые решения. Это могут сделать только специалисты. Например, профессиональные финансовые советники. Но прежде всего предстоит решить другую, более сложную задачу — убедить людей в необходимости учиться управлять деньгами.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Комментарии