Санкции против госдолга: так ли страшен черт, как его малюют?

Дата публикации: 31.03.2021 01:00
13 010
Время прочтения: 3 минуты
Автор
Юрий Кравченко, начальник отдела анализа банков и денежного рынка ИК «Велес Капитал»
Юрий Кравченко начальник отдела анализа банков и денежного рынка ИК «Велес Капитал»
Источник
Banki.ru

В марте российские рубль и ОФЗ оказались под давлением из-за угрозы санкций со стороны США на покупку российских гособлигаций. Чем грозит такой запрет и так ли он страшен для нашей финансовой системы?

Рубль в паре с долларом падал почти до отметки 77, что стало минимумом для российской валюты с начала февраля текущего года. В свою очередь, снижение цены по десятилетним ОФЗ поднимало их доходность до уровня в 7,3% годовых, позволив обновить почти годовой максимум.

К началу марта 2020 года доля зарубежных инвесторов на рынке ОФЗ достигала рекордных 35%. Однако с началом пандемии она начала снижаться. Причиной этому являлись как глобальное бегство инвесторов от риска и отток капитала с развивающихся рынков в период экономического кризиса, так и цикл смягчения процентной политики Банком России, сокративший привлекательность ОФЗ на первичных аукционах Минфина. С приходом к власти в США Джо Байдена усилились геополитические риски, что привело к еще большему сокращению доли владения нерезидентами в ОФЗ.

В результате на начало марта 2021-го доля нерезидентов опустилась до 22,7%, что стало минимумом с апреля 2016 года. Но даже такая доля на рынке ОФЗ представляет собой весьма внушительную величину — 3,1 трлн рублей. Для лучшего понимания: такой объем эквивалентен почти 70% от февральского оборота торгов по паре доллар/рубль (с расчетами «завтра») на Московской бирже. При таком раскладе массовый исход из ОФЗ зарубежных инвесторов, который станет неизбежным в случае реализации санкционных рисков, действительно обернется серьезной угрозой для российского рынка облигаций и курса рубля.

Однако, как показывает практика и позволяет предположить здравый экономический смысл, даже если санкции на ОФЗ будут введены, то затронут они лишь покупки новых выпусков госдолга. Подобную ситуацию уже можно было наблюдать в августе 2019 года, когда американской стороной был введен запрет на участие инвесторов из США в первичном размещении российских суверенных еврооблигаций.

Еще с прошлого года российское правительство, по сути, отрабатывало схожую ситуацию на рынке ОФЗ, когда в сентябре — ноябре Минфин в спешном порядке разместил рекордные объемы госдолга, подстраховавшись перед сменой президента в США. В совокупности за три месяца Минфин разместил гособлигации на 3,2 трлн рублей. Причем сделал он это практически без участия нерезидентов. Почти все объемы на аукционах ОФЗ выкупали крупнейшие российские банки (преимущественно государственные). Правда, поддержку им в этом оказывал Центробанк, финансировавший выкуп ОФЗ предоставлением ликвидности через операции РЕПО.

Повторения подобной ситуации можно ожидать и в 2021 году, даже без введения запрета на покупку ОФЗ американским инвесторам. Необходимость оперативного финансирования дефицита бюджета вынудит российское правительство привлекать к аукционам ОФЗ крупнейшие российские банки и обращаться за поддержкой ликвидностью к ЦБ РФ. Доля участия нерезидентов в таких аукционах, вероятно, будет минимальной, поэтому запрет иностранцам на покупку нового госдолга, в сущности, мало изменит сегодняшнюю ситуацию.

Если запрет все же будет реализован, то после первичной панической реакции участников рынка спрос на подешевевшие ОФЗ впоследствии лишь усилится, в том числе и со стороны зарубежных инвесторов, вынудив их искать пути обхода введенных ограничений для покупки российских госбумаг.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Читать в Telegram
telegram icon

Обучение

Материалы по теме