Почему Банку России придется поменять политику

Дата публикации: 29.04.2021 00:00
14 707
Время прочтения: 5 минут
Автор
Сергей Заверский, начальник отдела аналитических исследований Института комплексных стратегических исследований
Сергей Заверский начальник отдела аналитических исследований Института комплексных стратегических исследований
Источник
Banki.ru

Ситуация требует от Банка России пересмотра подхода к проведению денежно-кредитной политики. Самое время пересмотреть цель по инфляции, по крайней мере на среднесрочную перспективу.

Решение Банка России по увеличению ключевой ставки до 5% выглядит предопределенным исходя из динамики инфляции и риторики представителей ЦБ, звучавшей последние недели. Действительно, инфляция, традиционно ключевой показатель для Банка России, достигла в марте пикового значения (5,8% в годовом выражении), превысив прогнозы ЦБ, озвученные ранее, что дает регулятору формальный повод для более быстрого повышения ключевой ставки. Действия монетарных властей, взявших на себя ответственность за показатели инфляции в России, казалось бы, должны вселять уверенность в сохранении ценовой стабильности в население, бизнес и представителей госорганов. Но на деле мы видим рост инфляционных ожиданий и просто вал новостей о том, что федеральные или региональные власти обеспокоены ростом цен на те или иные товары и услуги, а также о возможности введения государственного регулирования цен на таких рынках. Эта ситуация еще раз напоминает нам о том, что далеко не все факторы инфляции в России подвластны Центральному банку, а во-вторых, о том, что нет достаточных оснований объяснять рост инфляции прежде всего динамикой внутреннего спроса.

В частности, что касается роста цен на продовольственные товары, то ключевым фактором ускорения роста цен стал совсем не рост потребления подсолнечного масла, сахара, хлеба, мяса птицы, яиц и прочего — в первую очередь росту цен в этом секторе в последнее время способствовали динамика цен на сельхозпродукцию на мировом рынке, низкий урожай отдельных культур, вызванный погодными условиями, а также рост издержек производителей, наложившийся на негативную экономическую ситуацию на фоне пандемии коронавируса.

На этом фоне возникает все больше сомнений в эффективности действующей парадигмы денежно-кредитной политики. Вопрос об этом стоял и раньше, но рекордно низкие цифры по инфляции за всю постсоветскую историю не давали этой дискуссии по-настоящему развернуться. Более того, эти цифры могли создавать иллюзию успешности проводимой политики инфляционного таргетирования. Однако, как бы это ни звучало, важнейшую роль в достижении Центральным банком поставленной цели по инфляции играло падение реальных доходов населения, которое в целом идет с 2014 года. Роль же самого ЦБ в борьбе с инфляцией на горизонте в несколько лет заключалась прежде всего в дополнительном сдерживании кредитной активности как населения, так и бизнеса. Кроме того, Банк России регулярно высказывался о необходимости сдерживания и роста бюджетных расходов. Но как раз «зажимание» кредитов для бизнеса и недостаточность бюджетных инвестиций (в частности, в обновление инфраструктуры) ведут в конечном счете к повышению неустойчивости показателя инфляции, поскольку препятствуют существенному повышению эффективности внутреннего производства.

Проблемы в развитии инфраструктуры, темпах обновления основных фондов, уровне производительности труда — то есть факторы, способствующие инфляции со стороны предложения, — Банк России традиционно рассматривает как факторы, не относящиеся к сфере его ответственности. Более того, в ряде случаев ЦБ предпочитает бороться со следствиями, но не с причинами роста цен. Характерный пример — ситуация с ценами на жилье, которые растут вместе с ценами на многие виды связанных со строительством жилья товаров и услуг. Банк России предпочитает связывать повышение цен прежде всего с ростом спроса и четко дает понять, что видит выход из положения в том, чтобы остановить или существенно ограничить программу льготной ипотеки. Вместе с тем рост издержек строительных и смежных компаний в немалой степени связан и с низкой доступностью кредитных ресурсов. Снижение же ключевой ставки в 2020 году было слишком кратковременным, чтобы существенно изменить ситуацию. Более того, сейчас мы уже наблюдаем разворот в денежно-кредитной политике, а значит, даже относительно низкой стоимостью кредитных ресурсов бизнес воспользоваться уже не сможет.

Попытки воздействовать в этих условиях на показатель инфляции через «зажимание» внутреннего спроса посредством повышения процентных ставок, очевидно, мало что дадут. В целом такие действия будут лишь усугублять проблему инфляции в средне- и долгосрочной перспективе. Фактически Банк России, установив жесткий ориентир по инфляции, поставил себя в такое положение, что практически на любое оживление спроса необходимо реагировать повышением процентных ставок. Производителям же для реализации серьезных инвестиционных проектов необходимо совсем другое, в первую очередь — ожидания того, что денежные власти будут способствовать росту спроса в стагнирующей экономике, а не сдерживать его.

Выйти из этой ситуации ЦБ мог бы посредством изменения цели денежно-кредитной политики. Глобально, конечно, есть необходимость пересмотреть ее в принципе, добавив к необходимости обеспечения низкой и стабильной инфляции дополнительные индикаторы, связанные с динамикой экономической активности. Но это большая процедура, поскольку потребуется внесение изменений в федеральный закон о ЦБ. Однако пересмотреть свою количественную цель по инфляции Банк России мог бы самостоятельно и оперативно. Хороший пример — заявления ФРС США в августе 2020 года о переходе к целевому показателю инфляции в размере 2% в среднем в долгосрочном периоде. Такой переход отражает повышение гибкости в политике монетарных властей, поскольку означает, что ФРС США фактически готова мириться с показателями инфляции выше 2% в том случае, если до этого инфляция в течение какого-то времени находилась ниже этого значения.

В российских условиях для повышения гибкости денежно-кредитной политики целесообразно было бы текущее значение цели по инфляции (4%) сделать минимальной границей целевого диапазона, определив сам целевой диапазон значений инфляции как 5% плюс-минус 1 процентный пункт. Целый ряд исследований в области денежно-кредитной политики показывает, что установление слишком жесткого ориентира по инфляции в развивающихся странах может слишком дорого им обходиться в терминах экономического роста. Учитывая же еще и санкционное давление на российскую экономику, попытки обеспечить достижение слишком низкого уровня инфляции на текущем этапе будут лишь и дальше загонять экономику в ловушку стагнации.

Важно при этом отметить, что такое изменение количественной цели не понизит доверие к политике Центрального банка, а, наоборот, повысит его, способствуя повышению эффективности денежно-кредитной политики. Шаги в этом направлении покажут его готовность работать в меняющемся мире и быть более гибким и готовым обеспечивать достижение не только краткосрочных, но и долгосрочных целей экономического развития. А этого сейчас очень не хватает.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Читать в Telegram
telegram icon

Комментарии

0
Скрыть
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

georgy1974
29.04.2021 15:09
Сплошь абстрактные бездоказательные рассуждения, и попытки переложить на ЦБ ответственность за происходящее в экономике страны.
Разумеется, «не все факторы инфляции в России подвластны Центральному Банку», тут и не поспоришь. К примеру, ЦБ не может влиять на рост тарифов естественных монополий, или на изменение конъюнктуры внешних рынков, но на это может влиять или купировать последствия Правительство, все инструменты у него в наличии. Почему оно этого не делает, или делает недостаточно? Большой вопрос.
Падение реальных располагаемых доходов населения связано не с действиями ЦБ, а с провальной экономической политикой Правительства, наложившимися на это международными санкциями и пандемией. Сдерживая инфляцию, ЦБ, напротив, замедляет падение располагаемых доходов. При этом реальная ключевая ставка за вычетом инфляции в РФ уже более года остается отрицательной, что свидетельствует о мягкой ДКП ЦБ, она даже мягче, чем в ЕС, где нулевая ставка и дефляция. Но такая политика ЦБ не может продолжаться слишком долго без серьезных последствий для финансовой стабильности в целом. Отсюда и неизбежный разворот.
Попытка поставить нашему ЦБ в пример ФРС США и вовсе является недобросовестной. Во-первых, ФРС входит в состав Правительства США, следовательно несет солидарную ответственность за положение дел в экономике. Инфляция является для ФРС лишь одной из целей, не самой важной, гораздо важнее уровень безработицы. Во-вторых, возможности ФРС по привлечению финансовых ресурсов не идут ни в какое сравнение с возможностями нашего ЦБ. Стоит ФРС повысить ставку на 0.5 процентного пункта, и деньги с развивающихся рынков хлынут в США широкой рекой. Повысил наш ЦБ ставку на 0.5%, никто в мире даже не заметил, или не обратил особого внимания. Такие вот реалии.
Призывы к ЦБ проявлять гибкость в проведении ДКП на деле означают призывы отказаться от проведения условно самостоятельной политики Банка России, что противоречит Конституции РФ и закону о ЦБ РФ. Думаю, и исторический опыт это подтверждает, ни к чему хорошему это привести не может.
0

Обучение

Материалы по теме