В минувшую пятницу Центральный банк вновь повысил свою ключевую ставку на 50 базисных пунктов — с 5% до 5,5% годовых. Делая более дорогими деньги для экономики, ЦБ таким образом пытается бороться с безудержным ростом цен. Решение было ожидаемым и не стало сюрпризом для большинства участников финансового рынка. Например, курс рубля, для которого повышение ставки ЦБ является положительным фактором, начал активно расти еще за неделю до заседания 11 июня, отыгрывая ожидания повышения ставки, поэтому в день оглашения решения реагировал уже гораздо сдержаннее.
Важно отметить, что ЦБ не только повысил ставку, но фактически пообещал продолжать поднимать ее на ближайших заседаниях. Для кредитов это означает их дальнейшее удорожание. Впрочем, банки уже не первый месяц отыгрывают ужесточение процентной политики повышением ставок по кредитам. Общее движение кредитных ставок вверх, по сути, тормозит лишь льготная ипотека и другие льготные программы кредитования. В целом, если есть необходимость в кредите, брать его надо было еще «вчера». С оформлением льготной ипотеки необходимо успеть до конца первого полугодия, так как потом лимиты по программе сильно сократятся, а минимальная ставка повысится (планируемое повышение ставки с 6,5% до 7% будет весьма заметным в контексте процентных расходов по крупным ипотечным ссудам). В целом же дешевые кредитные ставки в стране остаются лишь для крупнейших государственных предприятий.
По вкладам банки также вынуждены повышать свои ставки, хотя делают это весьма неохотно. Если по кредитам банки повышают ставки заблаговременно, до решения ЦБ по ужесточению процентной политики, то по вкладам волна повышения ставок обычно проходит уже после каждого решения регулятора по ужесточению процентной политики. Поэтому сейчас имеет смысл придержать свободные средства для их более выгодного размещения на вкладе через определенное время после пятничного решения ЦБ. Впрочем, для вкладчиков повышение ставок будет слабым утешением, поскольку доходность по вкладам все равно остается ниже даже официальной инфляции (выше 6%).
Если рост процентных ставок после решения ЦБ можно прогнозировать достаточно уверенно, то ожидания замедления темпов роста цен в стране остаются под большим вопросом. Сейчас российский регулятор, по сути, борется с глобальным трендом, перед которым он попросту бессилен. Цены ускоренно растут по всему миру. Так, вышедшие накануне заседания российского ЦБ цифры по инфляции в США за май оказались максимальными с августа 2008 года, достигнув 5% в годовом выражении. Без учета стоимости продуктов питания и энергоносителей цены в США выросли за май на 3,8%, что стало рекордной динамикой с июня 1992 года. В свою очередь, в Германии оптовые цены в мае выросли сразу на 9,7% в годовом выражении, что стало максимальным показателем с июля 2008 года. Глобально рост мировых цен обусловлен прежде всего масштабной закачкой денег государствами в экономику для преодоления «коронакризиса», потребительским бумом после пандемии и нарушением логистики из-за закрытия границ. В данных условиях монетарные возможности ЦБ РФ по сдерживанию инфляции выглядят крайне ограниченными, даже если бы регулятор каждый раз повышал ключевую ставку и на более внушительную величину.
Гораздо более действенно замедлению инфляции на российском рынке могло бы способствовать дальнейшее укрепление рубля в сторону допандемийных отметок (60—65 рублей за доллар) и полноценное открытие международных границ. В случае укрепления рубля импортные товары дорожали бы гораздо медленнее, а после открытия границ потребительский спрос внутри страны трансформировался бы в зарубежные поездки. Однако пока оба сценария остаются весьма маловероятными. Так, укрепление рубля даже при благоприятной внешней конъюнктуре во многом ограничивается покупками валюты Минфина в рамках бюджетного правила. Согласно этому правилу, при стоимости нефти выше так называемой цены отсечения (43,3 доллара по марке Urals в 2021 году) Минфин начинает изымать «лишние» нефтегазовые доходы, покупая через ЦБ РФ валюту на бирже. С начала текущего года, как только цены на нефть вернулись к допандемийным отметкам, Минфин приступил к приобретению валюты и в последнее время лишь увеличивает ее скупку, что, безусловно, тормозит укрепление рубля в период роста цен на нефть. Пока в такой политике не предвидится изменений (например, можно было бы поднять цену отсечения и скупать меньшие объемы валюты). В свою очередь, полноценное открытие международных границ для российских туристов будет во многом зависеть от признания российских вакцин на международной арене, а значит, иметь политический характер. В частности, важную роль в данном вопросе могло бы сыграть одобрение российской вакцины «Спутник V» Европейским агентством лекарственных средств (EMA), однако до сих пор никаких положительных сдвигов в данном процессе не наблюдается.
В результате пока подъем ключевой ставки ЦБ против инфляции больше похож на борьбу с ветряными мельницами. Более того, с учетом предстоящего во втором полугодии роста тарифов естественных монополий и перечислений анонсированных президентом выплат семьям с детьми инфляционное давление может только усилиться к концу лета — началу осени, и удорожание стоимости кредитов для населения будет сопровождаться дальнейшим снижением реальных доходов.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Комментарии
Нормальные люди и организации не берут кредитов в принципе.
А меры по увеличению товарного предложения у нас не в приоритете.