Сегодня банковский сектор продолжают покидать многие, даже крупные игроки. Кто-то уходит сам, но в большинстве случаев банки лишаются лицензий. В этой же ситуации государственные банки показывают рекордные прибыли. Давайте разберемся, почему государство забирает лицензии и чем это грозит всему финтех-рынку.
Алексей Толстик, основатель платежного сервиса Mandarin, поделился своим видением относительно того, почему данная тенденция присутствует на рынке и как текущая ситуация в перспективе может сказаться на работе различных финтех-компаний.
Кто остался без лицензии
По подсчетам экспертов, с начала 2019 года в России с рынка ушло около 100 банков. Из них примерно у половины была отозвана лицензия. Массовая ликвидация банков продолжается и на протяжении последних месяцев. С начала этого года по конец апреля лицензий лишились 15 банков, из них восемь — в апреле, то есть практически столько же, сколько за целый прошлый год.
Всего в 2021 году без лицензии могут остаться не менее 30 кредитных организаций, считают специалисты.
С чем связана такая тенденция?
Почему отзывают лицензии
Любые изменения в мировой и российской экономике отражаются на банковском секторе. Риски связаны с такими факторами, как снижение темпов роста экономики, уменьшение экономической активности граждан, и многими другими. Сложности в банковском секторе появились, в частности, во время общемирового экономического кризиса 2020 года, связанного с пандемией COVID-19. Положение усугубилось тем, что кризис возник в то время, когда экономика России и других стран уже испытывала некоторые трудности. Пандемия коронавируса привела к сокращению доходов клиентов, из-за чего ресурсная база многих банков тоже сократилась, а ликвидность снизилась. Также у клиентов возникли сложности с соблюдением кредитных обязательств, что стало причиной ужесточения банками условий выдачи кредитов. Это негативно сказалось на деятельности примерно 26% банков.
Однако основной фактор — это, конечно, политика регулятора. В самые неблагополучные годы для российской экономики — 1990-е — количество кредитных учреждений, например, росло.
Не секрет, что в течение последнего десятилетия Центробанк сокращает размер и численность игроков российского финансового рынка: количество банков с 2005 года уменьшилось на 72% — с 1 300 до приблизительно 350. Концентрация отрасли растет кратно.
На каком основании банки лишают лицензии? Формально поводов очень много, и лишить лицензии можно абсолютно любой банк, даже системообразующий. Вопрос в том, что предпочитает делать регулятор — контролировать и регулировать или вместо этого забрать лицензию.
Мировая практика показывает, что сила финансового рынка — в его равномерной распределенности, а не в концентрации. У регуляторов сегодня есть все необходимые инструменты для контроля отрасли и обеспечения прозрачности всех процессов. Современные информационные технологии позволяют контролировать игроков досконально, штрафовать в случае нарушений, как это делают за рубежом. Но можно и сразу отзывать лицензию — конечно, это выбор, который принимается регулятором.
Сами отказались
Случается и так, что банки расстаются с лицензиями не только по инициативе Центрального банка, но и по собственному желанию. Так, добровольно от лицензии с начала года по апрель отказались уже четыре банка. Чаще всего ликвидация по решению самой организации связана с отсутствием стабильной базы клиентов, частыми проверками, ужесточением регулирования отрасли, увеличением количества надзорных требований, высокой волатильностью средств клиентов и усилением конкуренции.
Однако это может и отражать нежелание собственников терять активы в случае принудительного отзыва лицензии. Ведь наиболее часто выбираемая Центробанком процедура в случае отзыва — это ликвидация, которая проходит очень проблемно и для собственников, и для клиентов банка.
Западная практика при этом другая. В США из более чем 4 500 банков в прошлом году было отозвано лицензии всего у четырех. Одна лицензия — принудительно, остальные — добровольно, но все четыре банка продолжают работать, так как переданы в управление другим финансовым организациям.
К чему это может привести?
Центробанк работает на опережение: из 30 прогнозируемых в этом году случаев лишения лицензии к апрелю ее потеряли уже 15 банков. По мнению экспертов, эта тенденция будет не только сохраняться, но и ускоряться. Плюс к этому многие средние и малые игроки уходят из финансового сектора добровольно или объединяются, приобретаются другими банками. Пока это движение в одну сторону: в последний раз ЦБ выдавал лицензию новому банку несколько лет назад.
В результате сейчас ситуация в отрасли нестабильная — наблюдается уменьшение рентабельности и настороженное отношение акционеров, предпринимателей к банковскому бизнесу. Новые лицензии не выдаются, желающих заниматься этим бизнесом практически нет. Постоянные отзывы лицензий влекут за собой недоверие граждан к банковской системе в целом. Люди все меньше заинтересованы в том, чтобы хранить свои средства в частных банках.
При этом крупнейшие финансовые системы в мире основаны именно на диверсификации, наличии большого количества небольших банков и финансовых компаний. Столь массовые отзывы лицензий ведут к перераспределению пассивов в пользу крупных финансовых организаций, что отрицательно сказывается на перспективах не только компаний, но и в целом российской финансовой отрасли. По данным одного из самых авторитетных рейтингов поставщиков финансовых технологий IDC Fintech Rating, из 100 крупнейших поставщиков в мире для финансовых компаний есть только один российский поставщик. Даже рядовой потребитель видит это каждый день — оплачивая покупки на импортных терминалах в магазинах, снимая деньги с иностранных банкоматов и т. д. Есть и еще один тревожный и, безусловно, ключевой момент. На сегодняшний день в числе десяти крупнейших банков России уже шесть с государственным участием. В ситуации с практически еженедельными отзывами лицензий именно эти банки являются основными бенефициарами.
Какие для обычных клиентов последствия такой концентрации отрасли? Сейчас они еще проявились не в полной мере, но уже вызывают тревогу. Сегодня ставки на кредиты в России редко опускаются ниже 14% при ключевой ставке ЦБ в районе 5%. Таким образом, банки на слабоконкурентном рынке имеют огромные прибыли. Этот фактор, конечно же, мешает развитию экономики в России, малый и средний бизнес сегодня, в посткризисное время, чувствует себя более зажатым, находится в состоянии стагнации из-за отсутствия легкого доступа к капиталу.
Как итог, суммарная прибыль всех крупных и средних российских компаний в 2020 году составила 12,43 млрд рублей. Из них 783 млн рублей, или 6%, приходится на один банк — СберБанк. Получается, не банки работают на экономику, а наоборот. И изменить ситуацию может только сильный конкурентный финансовый рынок.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Комментарии
1. Банки сейчас ничего не зарабатывают, этим бизнесом никто не хочет заниматься.
2. Ставка 5%, кредитов ниже 14% нет, у банков сверхприбыли
Замусоленная неолиберальная мантра . Дело не в количестве, а в качестве игроков . Львиная доля банков, расплодившихся в 1990-е годы, занималась мутными операциями. Пользы экономике (реальной, а не спекулятивной) они не приносили никакой. Даже если сейчас в РФ останется 10 банков (ну так, чисто помечтать ), подавляющему большинству населения от этого не станет ни холодно, ни жарко. Только несколько сотен СЕО (какой смысл использовать эту аббревиатуру вместо словосочетания "генеральный директор"? ) потеряют свои кожаные кресла, а
туевой хучемножествуминетжеровуправленцев более низкого ранга, то есть топлес-менеджеров, наконец-то придётся заняться чем-то полезным, например работать продавцами реальных (а не финансовых) товаров или мыть полы в торговых центрах . Да и рядовые банковские клерки наконец-то сменят сферу деятельности , на что многие из них не решаются сами до тех пор, пока жизнь не вынудит к этому .