За последние годы сформировалось несколько принципиально новых категорий заемщиков, обслуживать которые традиционные банки пока не готовы. Зато финтех-компании таких клиентов «взяли на карандаш». Если классический банкинг оперативно не пересмотрит свои риск-модели, то уже в ближайшие три — пять лет сформируется рынок необанков и неозаемщиков, объем которого составит десятки миллиардов долларов.
Кредит «Креативный»
По данным АСИ, доля креативных индустрий в российском ВВП составляет 4,37% — это больше общемирового (2,6%) показателя и близкое к цифрам в США значение (4,5%). По подсчетам Института Гайдара, в креативной экономике страны занято около 5% сотрудников российских предприятий, выручка составляет 4,21% от общей суммарной выручки российских организаций. При этом перечень видов деятельности креативной экономики весьма обширен — от архитектурного проектирования, фестивального бизнеса, моды, ивент-индустрии до мультипликации, дизайна, кино и блогинга.
Цифры впечатляют, не правда ли? Приведем и другие: по оценкам РСПП, объем финансирования в этой сфере не превышает 0,1% от общего потока инвестиций в экономику страны. Почему так происходит? Все просто: основным активом творческого и технологического предпринимательства является интеллектуальная собственность, а российские банки пока не готовы рассматривать такие активы в качестве единственного залога. Прецеденты есть, но их можно сосчитать по пальцам. Так, в прошлом году МСП Банк выдал компании «Энергоэлемент», производителю литийионных аккумуляторов нового типа, 4,3 млн рублей под 8,5% годовых, залогом выступили патентные права на два изобретения компании.
Патентное право — далеко не единственный вид залога интеллектуальных прав, предметом такого залога могут выступать товарные знаки, ноу-хау, объекты авторских прав, программы для ЭВМ и некоторые другие. Проблема заключается в том, что такие залоги в российской практике требуют создания крупных резервов, а потому банки смотрят со скепсисом на подобных заемщиков. Здесь мы неизбежно отстаем от инновационных держав: так, в Китае ежегодный объем кредитования под залог интеллектуальных прав составляет около 30 млрд долларов, в Южной Корее — около 40 млрд долларов.
Настал час икс: именно сейчас решается финансовая судьба огромной ниши корпоративных заемщиков. Госбанки терпеливо ждут, когда их попросят выдавать кредиты «креативным» заемщикам, но делать это по собственной воле не торопятся. Коммерческие банки тоже не спешат на эту поляну. Зато у финтех-компаний — так называемых необанков — руки развязаны. И сейчас заявку на лидерство подаст тот игрок или игроки, которые первыми предложат финансовые продукты для предпринимателей креативной индустрии. В безумстве этих храбрецов вряд ли можно будет обвинить — скорее в дальновидности: высокая доля сектора в ВВП говорит о том, что производят такие компании отнюдь не воздух. По сдержанным экспертным оценкам, темпы кредитования под залог интеллектуальной собственности могут составить в первые годы порядка 4—5 млрд рублей — для крупных банков это немного, а для необанков в самый раз. Не стоит упускать из виду, что креативные индустрии сейчас находятся в зоне пристального внимания государства в контексте развития инновационных проектов, поэтому пионерам в этой кредитной нише по умолчанию гарантируется партнерство с Минкультом, технологическими кластерами, институтами развитиями и другими полезными организациями.
Кредитным рейтингом не вышли
Блогинг формально относится к креативным индустриям, но де-факто развивается по своим собственным законам. Этот рынок состоит из нескольких ниш: влогинга (видеоблогинга), стриминга, фотографии, графического дизайна, подкастов, райтинга и некоторых других. Доходы блогеров разных типов формируют рынок influencer marketing, мировые объемы которого на текущий момент, по оценкам Mediakix, составляют около 8 млрд долларов и к 2022 году могут вырасти до 15 млрд долларов, став одним из самых быстрорастущих рынков. Доходы инфлюенсеров складываются из вполне конкретных статей: доходы от рекламы, спонсорского контента, продакт плейсмента, мерчендайзинга, офлайн- и онлайн-мероприятий, митапов, мерча, донатов, платных подписок. По сути, блогеры всех мастей уже сформировали полноценную предпринимательскую нишу, тем не менее традиционные банки все еще отказываются рассматривать инфлюенсеров как полноценных бизнес-заемщиков: так, например, оформить бизнес-карту с овердрафтом в классических банках инфлюенсерам практически невозможно — структура их доходов и неопределенный легитимный статус деятельности противоречат действующим скоринг-моделям.
Западный финтех уже осознал перспективы этой, пока еще неосвоенной ниши: так, например, американская финтех-компания Karat Financial в июне прошлого года запустила кредитную бизнес-карту для блогеров, тарифы по которой формируются в зависимости от популярности инфлюенсера и количества его подписчиков. Продукт существует чуть больше года, но уже на старте привлек 4,6 млн долларов от сооснователя Twitch, серию донатов от инфлюенсеров и в начале июля 26 млн долларов от группы венчурных фондов. Российские банки пока только приглядываются к этому рынку — кредитных продуктов пока не анонсировано, но карты с кэшбэком и виртуальные сервисы постепенно начинают появляться. Вероятнее всего, первыми финансирование для инфлюенсеров предложит финтех, как это произошло на Западе: у необанков есть возможность игнорировать формально низкий кредитный рейтинг блогеров и просчитывать риски, исходя из реальных финансовых возможностей каждого такого клиента, а не на основе набора стандартных критериев. У таких кредиторов большие перспективы не только в настоящем, но и в будущем: так, почти треть американских детей мечтают стать звездами Yotube, когда вырастут, в то время как полететь в космос стремятся всего 11%. Более того, во время пандемии выяснилось, что COVID-19 стал драйвером развития бизнеса инфлюенсеров: только у российских блогеров доходы в 2020 году выросли на 64% по сравнению с «мирным» 2019-м.
Самозанятые лица
Не столь инновационный, но многочисленный кластер заемщиков нового типа — самозанятые граждане. Они появились буквально из ниоткуда, а вернее сказать — из «серой зоны». Только к середине 2019 года, по данным РАНХиГС, количество де-факто самозанятых граждан (работающих на себя без сотрудников и работодателя) составляло около 25% (16—17 млн человек) от работающего населения страны, при этом больше половины из них официально свою деятельность не оформляло. За время действия официального режима самозанятости, запущенного в том же 2019 году, заметная их часть «обелилась» — только в Москве самозанятость оформило около 650 тыс. человек, а это четверть от общего количества по России.
Темпы численного роста самозанятых были бы значительно выше, если бы их статус не смущал консервативных банкиров. По данным нашего опроса, напрямую в банках отказ в получении ипотечного кредита получает более 80% самозанятых без объективных причин. Их доходы вполне сопоставимы с доходами наемных сотрудников, которым выдают кредит без разговоров. В креативности профессий самозанятые не замечены — в основном они занимаются вполне земными профессиями: торговлей, недвижимостью, репетиторством, частными перевозками, маркетингом, рекламой, консалтингом. Просто они не укладываются в те же консервативные риск-модели, которые сдерживают банкиров от кредитования креативных индустрий: пугает неопределенный юридический статус (нечто среднее между «физиком» и «юриком»), отсутствие справки НДФЛ и так называемая нерегулярность доходов. На самом деле в основном у самозанятых доходы поступают регулярно, контракты с заказчиками преимущественно долгосрочные, а риски потери дохода не выше, чем у любимых банками наемных сотрудников тех же специальностей. У нас порядка 90% самозанятых получают одобрение по кредитным заявкам и не от доброты душевной: мы видим, что такие заемщики располагают достаточными заработками, чтобы позволить себе крупный кредит, у них есть активы для залога, а платежная дисциплина в среднем выше, чем у обычных «физиков» — возможно, потому, что формат работы на себя предполагает довольно высокую степень дисциплины и самоорганизации, в том числе в личных финансах. Постепенно банки начинают запускать профильные продукты для самозанятых, но неохотно и с ленцой: у необанков пока еще есть возможность опередить гигантов и занять еще одну свободную клиентскую нишу: уже в ближайшие пару лет число самозанятых вырастет в 2,5—3 раза.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции