Что нужно для создания онлайн-банка. В России и за рубежом

Дата публикации: 26.08.2021 00:01
14 546
Время прочтения: 4 минуты
Источник
Banki.ru


Недавно казалось, что для того, чтобы создать банк с нуля, нужно быть в списке Forbes. Сейчас благодаря IТ представление об этом меняется. Появились Revolut в Британии, «Тинькофф» в России, Монобанк на Украине, NuBank в Бразилии, Chime в США. На небольших инвестициях можно создать эффективный бизнес, стоящий миллиарды. Василий Воропаев помогает развивать такие онлайн-банки. В этой статье он расскажет о том, как построить цифровой банк с нуля.

Ситуация в индустрии

В последние годы страны одна за другой делают реформы, упрощая создание новых банков, снижая барьеры для входа и поощряя конкуренцию в отрасли. Благодаря этому и развитию информационных технологий появилась целая волна новых банков, так называемых необанков, получающих преимущество не за счет своего капитала, а за счет своей гибкости. Это Chime, Revolut, WeBank, Tandem, Atom bank, N26 и другие.

Для успеха им нужно всего четыре вещи:

  • хороший простой интерфейс у сайта и приложения;
  • актуальная идея;
  • продуктивный маркетинг;
  • прочная инфраструктура, способная сдержать наплыв пользователей.

По подсчетам Business Insider, в 2018 году у необанков было 26 млн пользователей, а их капитализация составляла 18,6 млрд долларов. К 2021-му рост получился в два с лишним раза: теперь пользователей 63 млн, капитализация — 43 млрд долларов. Ожидается, что уже к 2024 году за счет взрывного развития индустрии необанки будут стоить около 100 млрд долларов. При этом выход из бизнеса здесь достаточно прост: необанки, со своими технологиями и набранной базой клиентов, просто продаются одному из банков-гигантов за несколько сотен миллионов. Так это уже произошло с Paribus, TradeKing, PenPay, Holvi, Gradifi и сотнями других.

Как происходит создание необанка?

Получение авторизации

Первый шаг — получить банковскую лицензию. В той стране, в которой банк хочет вести свою деятельность. В России ее выдает Банк России, в Британии — службы PRA и FCA. Эти организации проверяют, хватает ли у вас средств, чтобы вести деятельность, и не являетесь ли вы финансовой пирамидой.

Чтобы пройти авторизацию, нужно представить свою стратегию и бизнес-модель. В Европе — заполнить Regulatory Business Plan. Это очень детальный документ. На его составление может уйти не один месяц. Но подразумевается, что если вы не можете справиться с грамотным заполнением такой бумаги, то и к собственному онлайн-банку вы еще не готовы.

Сколько денег нужно для вывода онлайн-банка на рынок?

Если использовать аутсорсинг, создание необанка может стоить несколько сотен тысяч долларов. Гораздо большей проблемой становятся требования регуляторов по достаточному капиталу.

C 1 января 2018 года в России действуют такие требования по минимальному размеру собственных средств:

  • 300 млн рублей — для банка с базовой лицензией;
  • 1 млрд рублей — для банка с универсальной лицензией.

В Британии условия проще: с 2013 года для получения минимальной лицензии (Small Specialist Bank) достаточно иметь на счетах 1 млн фунтов стерлингов.

Также банк в Европе обязан владеть минимум 8% своего капитала — во избежание внезапной неплатежеспособности. Процесс внутренней оценки достаточности капитала называется ICAAP.

Аутсорсинг сайта и приложения

Если пользоваться услугами внешних подрядчиков, онлайн-банк можно разработать за 70—500 тыс. долларов, в зависимости от масштабов проекта. Это включая разработку сайта и приложения, тестирование, поддержку и обеспечение безопасности данных. Экономия по сравнению с inhouse-командой составляет в среднем 40%.

Когда выпускается MVP (минимально жизнеспособный продукт) и ему требуется масштабирование, самым выгодным вариантом становится IТ-аутстаффинг. Аренда персонала у специальной компании, гарантирующая, что сотрудники будут работать только над вашим проектом. Это позволяет быстро идти в рост и не волноваться о нехватке рабочих рук. А когда потребуется, не приходится никого увольнять (потому что банк никого и не нанимал, а просто платил почасовую ставку).

Для России аутстаффинг — явление довольно новое, но в Европе и США его используют постоянно, особенно внутрикорпоративные стартапы.

В России существует государственная аккредитация аутстаффинговых агентств, они следуют ряду правил (ФЗ № 116). В Британии при привлечении сторонних фирм нужно следовать требованиям FCA (Financial Conduct Authority).

Спонсорский банк

Самая простая и рабочая модель для необанка состоит в том, что для проведения финансовых операций они полагаются на уже существующий банк. Который является членом карточных ассоциаций, может выпускать карты, обрабатывать трансакции, хранить депозиты и предлагать расчетные услуги. Кредитные риски и обязательства по капиталу в таком случае лежат на банке-спонсоре. Взамен он получает приток новых клиентов.

Кредитный скоринг

Самые дорогие финтех-стартапы и необанки имеют хороший кредитный портфель. Чтобы проверять платежеспособность клиентов, используется система кредитного скоринга. Анализируются любые имеющиеся данные: кредитная история, анкета заемщика, семейная информация, финансовый статус, информация о поручителях, сфера занятости, иногда даже соцсети потенциальных заемщиков. Для кросс-референса и оценки всех этих данных необанки уже применяют AI и машинное обучение. А базы данных с кредитной историей стоят миллионы. В Британии их продают, например, Experian, Equifax и TransUnion.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Читать в Telegram
telegram icon

Обучение

Материалы по теме