Разделяй и потребляй: шеринговая экономика меняет мир вокруг нас

Дата публикации: 23.08.2021 00:01
5 554
Время прочтения: 4 минуты
Автор
Сергей Бекренев, основатель и владелец компании «Европейская Юридическая Служба»
Сергей Бекренев основатель и владелец компании «Европейская Юридическая Служба»
Источник
Banki.ru

Бизнес-платформы, построенные на принципах совместного использования, появились всего 10—15 лет назад, но уже стали полноправной частью современной экономики и изменили ее лицо. Между тем далеко не все перемены воспринимаются участниками рынка как безусловное благо.

Всем известный сервис BlaBlaCar появился в 2006 году, Airbnb — в 2008-м, Uber — в 2009-м, а «Яндекс.Такси» — в 2011 году. Молодыми являются и десятки других сервисов. Например, по совместному использованию магазинов и офисов (We Are Pop Up), еды (Eat With, Meal Sharing, Traveling Spoon), одежды (Yerdle) и даже по совместному использованию солнечной энергии (Yeloha). Именно из-за молодости этих бизнесов ученые не выработали пока единую терминологию — что именно представляют собой эти новые способы зарабатывания денег. Поэтому у шеринговой экономики много синонимов: экономика деления, экономика совместного потребления, сетевая экономика, пиринговая экономика.

Однако, возможно, единая терминология уже и не нужна, поскольку шеринговые сервисы давно стали частью традиционной экономики. Во многом поэтому задача измерить емкость шерингового рынка представляется трудновыполнимой. Более того, многие сервисы прошли путь от экзотических нишевых стартапов до IPO на ведущих мировых биржах. Теперь акционерами и инвесторами этих бизнесов выступают не единичные венчурные капиталисты, а консервативные институциональные инвесторы. А это говорит уже само за себя: шеринговая экономика состоялась и, более того, изменила способ ведения бизнеса, центр прибыли, а также финансовые потоки, что еще важнее.

Изначально сервисы совместного использования появились для потребителей-миллениалов, которые располагают куда меньшими доходами, чем их родители. А между тем сегодня сервисами пользуются все без исключения социальные классы общества. По оценкам McKinsey, только в США и Европе 162 млн человек, или 20—30% всей рабочей силы, являются поставщиками услуг для платформ совместного использования.

Самое позитивное, что смогли сделать эти сервисы для мировой экономики, — заставили работать то, что ранее «пылилось на полках», простаивало в гаражах и так далее. Речь идет, конечно же, о совместном использовании автомобиля, квартиры или иного имущества. Заслуга этих сервисов не только в вовлечении в экономический оборот избыточных мощностей, но и в повышении производительности — за счет ужесточения конкуренции с традиционными сервисами.

Миллионы людей по всему миру получили доступ к тому, что ранее было доступно только избранным и немногочисленным группам населения. За счет чего? За счет монетизации доверия, ведь совместное использование ресурса предполагает, что люди доверяют друг другу — в условиях отсутствия должного регулирования по причине молодости самого экономического явления. Наконец, еще один прорыв, который совершили сервисы, — устранили излишних посредников. К слову, весь мировой финтех не мог бы состояться, а банки и брокеры не получили бы миллионы новых клиентов, если бы посредники оставались. Добавим сюда фактор цифровизации — именно «цифра» помогла и снизить издержки, и демократизировать доступ к услугам.

Однако победоносное шествие шеринговых сервисов не такое уж безоблачное. Апологеты новой экономики возразят, что все новое приживается не без трудностей, что это естественный ход истории. И будут правы, но лишь отчасти.

Нередко можно услышать, что шеринговые сервисы стали причиной нового этапа расовой дискриминации, что они создают неблагоприятные условия работы для поставщиков услуг (например, водители вынуждены зарабатывать меньше, чем в аналоговых таксопарках). А соседи сдаваемых в аренду квартир сталкиваются с огромным потоком туристов в их общих коридорах. В судах США, стран Европы, Азии находятся множество исков против шеринговых сервисов. И нередко в последние годы власти решаются на временный или постоянный запрет таких бизнесов.

Ставка на доверие также не всегда приводит к желаемым результатам. Многие клиенты каршеринговых сервисов в Москве жалуются на вандализм, мусор, запах табака и так далее. Мы уже упомянули выше, что законодатели и регуляторы еще не успели взять шеринговые сервисы «в свой оборот». И поэтому сегодня просто некому следить за хромающим качеством услуг и безопасностью. Вспомним судебные скандалы с агрегаторами такси, когда пострадавшие в ДТП так и не смогли привлечь к ответственности их владельцев, потому что вдруг выяснилось, что никто ни за что не несет ответственность. Или взять сервисы по аренде электросамокатов, гироскутеров, моноколес в крупных городах России. Власти, например, в Санкт-Петербурге вынуждены были запретить использование самокатов в центре города из-за многочисленных ДТП с их участием. Электросамокаты развивают скорость, сопоставимую с автомобилем, при этом для их управления не требуются водительские права. Наконец, нередки случаи введения в заблуждение или даже случаев мошенничества: например, когда риелторы выдают себя за владельцев сдаваемых квартир.

В общем, новая шеринговая экономика, с одной стороны, гораздо сложнее по принципам ведения бизнеса, с другой — гораздо более «человечная», поскольку построена прежде всего на принципах доверия между людьми. И по этой причине она имеет все перспективы для дальнейшего развития. Что касается болезней роста, то они неизбежны — важно лишь не запускать их, вовремя принимать меры.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Читать в Telegram
telegram icon

Обучение

Материалы по теме